В 1941 г. в издательстве университета штата Оклахома вышел фундаментальный труд*, посвященный праву индейцев шей-енов — событие самопо себе значительное. Знаковым моментом стало, однако, то,что авторами были антрополог Эдвард Адамсон Гобель и один из известнейших американских юристов Карл Ллевеллин — произошла долгожданная встреча двух наук. Оригинальностью труда было использование решений, вынесенных индейскими судами по различным спорам. К. Ллевеллин на основе сведений, собранных Э. А. Гобелем, применил методику изучения права по судебным решениям с той, однако, разницей, что речь шла не об обычных судах, а о традиционных органах правосудия индейцев, не входящих в официальную судебную систему. Другой особенностью труда, написанного в традициях "юридического реализма", было то, что в нем норме было отдано предпочтение перед процессом— "перекос", исправленный сорок лет спустя другим тандемом: антропологом Дж. Комаровым и юристом С. Робертсом2, а позднее и самим Э. А. Гобелем3.
Задержим наше внимание на доктрине "юридического реализма", наложившей глубокую печать на работы Э. А. Го-беля и всю американскую юридическую антропологию. Наследница социологический юриспруденции Холмса, Паунда, Кардозо, она вписывается в общее направление английского утилитаризма и американского прагматизма. Она придает меньшее значение фиксированным нормам права, чем самому судебному решению как источнику права; эти нормы как бы очерчивают параметры будущего судебного решения, но не подменяют его и тем более не контролируют его: "before rules were facts; in the beginning was not a Word but a Doing" ("перед правилами были факты; вначале было не слово, а дело")4. Задача
' См.: Hoebel E. A., Llevellyn К. N. The Cheyenne Way: Conflict and Case Law in Primitive Jurisprudence, 1941. О значении этой работы для юридической антропологии см.: Twining W. Llewellyn and Hoebel: A Case Study in Interdisciplinaiy Collaboration// Law and Social Enquiry, Uppsala; N.Y., 1981.
2 См.: Comaroff К. L., Roberts S. Rules and Processes, The Cultural Logic of Dispute in African Context, Chicago, 1981.
3 См.: Hoebel E. A. The Law of Primitive Man. Cambridge, 1954.
4 См.: Cardoso В. The Growth of the Law. N. Y., 1924. P. 52. Сравним; "Право есть собрание правил, которые признаются, толкуются и применяются к конкретным ситуациям государственными судами" (MaclverR. /.Society;
Its Structure and Changes. N. Y., 1932, P. 272).