Как уже отмечалось выше, британская антропология права пошла, в основном, по пути юридизации социальной антропологии. Британская традиция социальной антропологии восходит к шестидесятым годам XIX в., являя собой специфи-
1 Hoebei E. A. The Law of Primitive Man. P. 329—330.
2 Так (увы, скороговоркой) можно резюмировать заключительныйраз-Дел этой книги, названный "TheTrend of theLaw" — "Тенденции развития права" (Ibid. P. 33U—333).
64 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
ческийсплав социологии и дарвинизма. Напомним,что знаменитыйтруд Ч. Дарвина "Происхождение видов" вышел в1859 г. и на десятилетия закрепилза Великобританией роль хранительницы эволюционизма в общественных науках.Как мы знаем, традиции эволюционизма в британском правоведении заложили Мэн и Мак-Лсннан. Первому казалось, что он обнаружил истоки социальной организации в патриархальной семье и поэтому последующее развитие политических и правовых институтов шло как бы по пути расширения сферы патриархальной организации. Мак-Леннан делал акцент на первичности матрн-линейного рода и выделении из него впоследствии экзогамных кланов, прообраза будущей социальной организации- К познанию правового бытия человека их труды добавили ценный постулат: человек обладает определенным объемом прав иобя~занностей только в силу своей принадлежности к той или иной социальной структуре — семье, роду, племени, клану.
Сильнейшее влияние на развитие британской — и не только британской — антропологии оказала вышедшая в 1871 г. работа Э. Тайлора "Первобытная культура", в которой впервые в научной литературе религии отводилась роль правовой социализации человека через усвоение освященных ею этических норм и правил поведения1. Тайлор оказал, в свою очередь, сильнейшее воздействие на Дж. Фрэзера, чья работа "Тотемизм и экзогамия"2 (1910), хотя и менее известная широкому читателю, чем 12-томная "Золотая ветвь"^, является для юридической антропологии одной из основополагающих работ с точки зрения изучения генотипов правового запрета.