Перепроизводство права или его недостаток?

Чем больше будут издаватьзаконов и распоряжений, тем большебудет в стране воров и разбойников.

Лао-цзы, VIв. до н. э.

Вынесенное в эпиграф изречение древнекитайского муд­реца — не педагогический прием и уж тем более не интел­лектуальная провокация для демонстрации правового ниги­лизма. Просто этот пример показывает, что у разных наро­дов различные представления о законе и праве. Для древних (и современных) китайцев закон (обозначавшийся одним и тем же иероглифом "фа", что и наказание за преступление) применялся только в отношении к иным народам, а также к преступникам. Обычные китайцы должны руководствовать­ся добродетелью и почтением. Порядок в семье, в обществе и в государстве должен поддерживаться ритуалом и нормами поведения. Законы же истребляют доброту и радушие, зало­женные в человеке- Чем их больше, тем меньше добродете­ли, идущей от внутреннего убеждения. Таковы основные по­стулаты китайского правопонимания, заложенные конфуци­анством и даосизмом и отводящие центральное место в правопорядке Человеку, а не Закону.

Изречению Лао-цзы более 2500 лет, а проблема "чело­век и право" сохраняет свое значение.

Право == Закон? "Роковая" черта 2000 г. побудила мно­гих "мыслящих людей" обратиться к разного рода обобщени­ям и прогнозам относительно путей общественного развития и места в нем Человека. Особенно активны философы, соци­ологи и те, кто именуют себя политологами. В стане юристов такой активности пока не наблюдается, да и некогда им пре­даваться размышлениям, на них сейчас спрос, надо везде