Тем­но­вая и све­то­вая адап­та­ция

Яв­ле­ния тем­но­вой и све­то­вой адап­та­ции зна­ко­мы ка­ж­до­му: ко­гда мы вне­зап­но вхо­дим в тем­ное по­ме­ще­ние, мы сна­ча­ла ни­че­го не ви­дим, но за­тем по­сте­пен­но на­чи­на­ют вы­ри­со­вы­вать­ся ок­ру­жаю­щие пред­ме­ты; это — тем­но­вая адап­та­ция. Ко­гда мы вне­зап­но вы­хо­дим на яр­кий свет, мы сна­ча­ла то­же ни­че­го не ви­дим («ос­ле­п­ле­ны»), но по­сте­пен­но зре­ние вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся; это — све­то­вая адап­та­ция.

Тем­но­вая и све­то­вая адап­та­ция обу­слов­ле­ны сдви­га­ми рав­но­ве­сия ме­ж­ду со­дер­жа­ни­ем в фо­то­ре­цеп­то­рах рас­пав­ше­го­ся и ре­син­те­зи­ро­ван­но­го зри­тель­но­го пиг­мен­та. В тем­но­те ко­ли­че­ст­во по­гло­щае­мых зри­тель­ны­ми пиг­мен­та­ми фо­то­нов ма­ло и рав­но­ве­сие сдви­га­ет­ся в сто­ро­ну ре­син­те­зи­ро­ван­но­го пиг­мен­та; глаз ста­но­вит­ся бо­лее чув­ст­ви­тель­ным к све­ту. На яр­ком све­ту про­ис­хо­дят об­рат­ные про­цес­сы.

Су­ще­ст­ву­ют и иные ме­ха­низ­мы тем­но­вой и све­то­вой адап­та­ции, са­мый оче­вид­ный из ко­то­рых — из­ме­не­ние про­све­та зрач­ка (см. ни­же). Вы­ра­жен­ность это­го ме­ха­низ­ма го­раз­до мень­ше (све­то­вая чув­ст­ви­тель­ность гла­за при из­ме­не­ни­ях про­све­та зрач­ка ме­ня­ет­ся в де­сят­ки раз, а при сдви­гах рав­но­ве­сия в со­дер­жа­ни­ях зри­тель­ных пиг­мен­тов — в сот­ни ты­сяч раз), но за­то он сра­ба­ты­ва­ет го­раз­до бы­ст­рее.