Лучше роль, чем ордер на галоши

 

Ольга Аросева вспоминала, как трогательно заботилась о ней Фаина Георгиевна в первые послевоенные годы, какой безумно доброй была. Раневская всячески опекала тогда еще начинающую актрису, только что поступившую в Ленинградский театр драмы, которым руководил режиссер Николай Акимов. В 1946 году Фаина Георгиевна приехала в Ленинград на съемки «Золушки», где потом изумительно сыграла злую мачеху. Тогда в городе на Неве открылись первые коммерческие магазины и рестораны, и Раневская покупала для Аросевой в кафе «Квисиссан» слоеные мясные пирожки, наподобие нынешних круассанов, маленькие, легкие и очень дорогие. Купит, положит в пакетик и занесет в театр.

Ольга Аросева вспоминала, как однажды Раневская пригласила ее к себе в номер в гостинице «Астория»: «Начала расспрашивать, как у меня идут дела и не надо ли поговорить с режиссером Акимовым. Потом, разглядев, во что я одета и обута, как закричит:

– Господи, в какой ты обуви?! Я сейчас же позвоню Акимову. – Набрала номер и говорит в трубку, в своей манере, медленно растягивая гласные, чуть заикаясь от ужаса и жалости ко мне: – Николай Павлович… пришла Лелечка… она совершенно промокла… Она в такой обуви… Дайте ей ордер на галоши…

Я ее начала толкать, дергать. Она тихо спрашивает:

– Что такое, Леля?

Я шиплю:

– Какой ордер?! Пусть он роль лучше даст!

Она:

– Лелечка говорит, что ей ордер на галоши не надо, что лучше ей роль дать…»

 

В халате на «Красной стреле»

 

Вспоминает Ольга Аросева:

«От ее доверчивости приходила в восторг и я, а иногда злилась. Вот является пожилая дама. Называет себя гимназической подругой Раневской. Оборванная, в жутком пальто. И Фаина прямо при мне отдает ей свою шубу. Я говорю:

– Фаина Георгиевна, а вы в чем поедете из Ленинграда в Москву?

Она отвечает:

– У меня очень теплый халат.

И ведь уехала в халате на «Красной стреле», в международном вагоне. Расскажи мне все это кто‑нибудь, я бы ушам не поверила. По дороге на вокзал я продолжала возмущаться:

– Фаина Георгиевна, откуда вы знаете, что она не аферистка?

Раневская:

– Она же мне показала фотографию, где я…

Я говорю:

– Где вы? А где она? И она ли это?

Она говорит:

– Лелечка, так нельзя о людях думать…»