Предмет философии

 

Предметом любой науки называется круг проблем или сумма событий, которые она изучает. Предмет философии — «океанический», охватывающий всю существующую реальность, и место человека в ней. Это – наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя изучение всеобщих законов развития мира, общества, и самого процесса познания, мышления, а также – нравственных категорий и ценностей.

Реальность разделяется на объективную (существующую независимо от человека) и субъективную (созидаемую самим человеком в сознании). Объективная реальность включает в себя существование природы и общества, субъективная — человеческие мышление и чувства. Предмет философии — наиболее общие законы существования природы, общества и познания.

 

Неоднозначность понимания предмета философии проявилась уже с древности: вовсе не для всех мыслителей он был «океаническим». Так, скептики и софисты исследовали не универсум, а границы познания, риторику (причём для софистов целью размышлений была вовсе не истинность, а логическая непротиворечивость суждений… но ведь логика – часть философии). Конфуций изучал не вселенную, не природу, не познание, а межчеловеческие отношения, предназначение человека, его взаимосвязи с государством.

Однако стремление философии быть «наукой наук» и вобрать в себя всё имеющееся знание продолжалось от Аристотеля и Ф. Аквинского до Г. Гегеля, просветителей, П. Флоренского и далее. Однако к XIX веку (в результате научных революций) знаний оказалось накоплено так много, что охватить их философии было уже не под силу. От «матери наук» начинают отпочковываться естественные, точные, гуманитарные дисциплины (в свою очередь, дифференцирующиеся на более узкие отрасли), которые с тех пор существуют в качестве самостоятельных: физика, химия, астрономия, биология, математика, психология, этика, эстетика, логика.

Философия начинает терять предмет своего исследования, занимаясь философией языка, философией хозяйства, философией науки, философией права… Иногда, этот процесс, продолжающийся до сих пор, называют «кризисом философии».

 

 

3. Кто придумал слово «философия»?

Слово «философ» предложил древнегреческий мыслитель Пифагор (6 век до н.э.). А как же до того называли мыслителей? Их называли мудрецами. Почему же Пифагору не понравилось слово «мудрец»? Это слово значит, что человек знает всё. А знать всё (учитывая неимоверную сложность и безграничность мира) — невозможно. Поэтому, правильнее говорить не «мудрец», а «стремящийся к мудрости», «любящий мудрость».

 

4. Кто считается первым философом?

 

Традиционно первым философом считается Фалес (6 век до н.э.), входящий в самую раннюю — Милетскую — философскую школу Древней Греции.


Именно он, отвечая на вопрос о первоначале мира (архе), из всех земных стихий выбрал Воду, в которой рождается всё живое, из которой всё живое состоит, и без которой жизнь невозможна.

 

5. Философское мировоззрение

 

Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир (картина мира) и место человека в ней.

 

Структура мировоззрения:

1) мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира;

2) мировосприятие – постижение мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное);

3) миропонимание – выявление сущности происходящих процессов.

 

Формы мировоззрения:

1) мифологическая – синкретическая полуфантастическая (антропоморфизм, неразличение естественного и сверхъестественного, вещи и образа вещи, связь с магией, всеобщая изменчивость, цикличность времени);

2) религиозная – исходящая из веры в духовное первоначало мира (противопоставление естественного и сверхъестественного, невозможность противостояния человека Богу, обряды и ритуалы, вера в личное спасение, бессмертие души);

3) научная – рациональная, опирающаяся на доказуемые факты;

4) художественная – субъективная, чувственно-образная;

5) философская – рационально-развёрнутое (могущее опираться как на науку, так и на религию) обобщение духовного и практического опыта человечества

 

Черты философского мировоззрения:

- рациональность (логичность), концептуальная обоснованность;

- систематичность;

- универсальность;

- критичность (переосмысление предшествующих философских идей);

- субстанциональность;

- плюралистичность.

 

Философские мировоззренческие вопросы:

«о сущем» (что значить существовать, быть подлинным);

«о должном» (что обладает высшей ценностью, к чему следует

стремиться);

«о реализации должного в сущем» (как можно достичь должного, жить,

руководствуясь избранными ценностями).

 

6. Каковы функции философии?

Функции философии предназначение философского знания

1) мировоззренческая абстрактно-теоретическое, системно-понятийное объяснение мира;

2) гуманистическая – соотнесённость всех размышлений с человеком, пониманием его места и предназначения в мире;

3) прогностическая — построение картины будущего;

4)критическаясомнение в безусловности существующего знания;

5) аксиологическая — нравственное оценивание знаний, событий;

6)социальная— стремление объяснять общественное бытие и способствовать его изменению

7. Каков основной вопрос философии?

Основной вопрос философии — лежащий (этимологически) в основании ответов на главные вопросы, то есть, задающий угол зрения на мироздание. Основным — является вопрос о соотношении материи и сознания (есть и другие его формулировки: «существует ли Бог?», «что такое истина?», «что такое хорошо?»). Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую (что первично: материя или сознание?) и гносеологическую(познаваем ли мир, иными словами, может ли сознание познать себя и материю?).

А) Первая сторона. Те мыслители, которые считают, что материя первична, называются материалисты (атомисты-досократики (Демокрит), древнеиндийская локаята (чарвака), Т. Гоббс, М.В. Ломоносов, Л. Фейербах). В отличие от классического материализма, не отрицающего наличие духовного, сознания, существует ещё вульгарный материализм (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), считающий, что мир — только материален («Как печень выделяет желчь, так мозг выделяет мысль» (К. Фогт).

Те, кто считает, что первично сознание — идеалисты. Различаются объективные и субъективные идеалисты. Первые (Платон, Г. Гегель, В. Соловьёв) считают, что до человека, вне и независимо от него существует вечное духовное первоначало мира (Мировой Дух, Мировой Разум, Бог), творящее человека и весь материальный мир. Вторые (Д. Юм, Дж. Беркли, Й. Фихте) — полагают, что мир — лишь проекция человеческих представлений о нём («Мир — комплекс моих ощущений» (Д. Юм).

Материалисты и идеалисты, признающие первоосновой мира то или иное единое начало, называются монистами(идеалистический монизм – Платон, материалистический монизм – Фалес). Мыслители, считающие, что у мира — два первоначала (одновременно, и материя, и дух) — дуалисты (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант). Мыслители, считающие, что у мира множество первоначал — плюралисты (Эмпедокл, Лейбниц).

Б) Вторая сторона. Мыслители, считающие, что мир непознаваем, называются агностики (софисты (Протагор), скептики, нигилисты, субъективные идеалисты, И. Кант (познаваемо лишь явление, но не сущность). Их доводы: мир бесконечен, непрерывно меняется, воспринимается лишь субъективно. Занимающие противоположную им позицию исследователи, считают что мир познаваем, доказательством чему — наука и применение её открытий на практике, и вообще, способность человека (и не только) выживать в мире, то есть верно ориентироваться в нём, распознавая, например, опасности, и избегая их.

 

8. Каковы основные части философии?

1) онтология — учение о бытие (бытие — всё сущее, вся реально существующая действительность);

2) гносеология — учение о познании, процессе постижения истины (то есть, знания, соответствующего реальности);

3) методология – учение о методах познания;

4) аксиология — учение о ценностях (религиозных, светских, этических, эстетических);

5) праксиология — учение о практике, то есть, о материальном преобразовании мира;

6) диалектика (у греков — «искусство спора») — учение о развитии и взаимосвязи;

7) метафизика — а) «послефизика» (от книги Аристотеля, написанной после книги «Физика», и посвящённой изучению сверхматериальных процессов), б) противоположность диалектики (подход, допускающий рассмотрение предметов в статике и изоляции);

8) философская антропология — учение о сущности человека, смысле его жизни, его происхождении и развитии;

9) социальная философия — учение об обществе, его отличии от природы, его строении и развитии;

10) история философии — учение о возникновении и этапах развития философской мысли от древности до современности.

9. Почему и зачем рождается философия?

Философия появляется всилу того, что человек — существо любознательно-взыскующее, наделённое неистребимой, неутолимой жаждой удивления-вопрошания-познания всего и вся. Каждый человек хотя бы изредка занимается философией

Философия возникает для того, чтобы раздвинуть пределы неизвестного, несущего в себе тайну, тревогу, трепет и страх, то есть, чтобы сделать пребывание человека в мире более понятным, предсказуемым, комфортным. Чтобы очеловечить мир, сделать своим, переведя его на уровень человеческого понимания. Чтобы лучше понять, что я (?), откуда (?), и зачем? Философия задаёт и ищет ответы на те вопросы, которые и созидают человеческое в человеке.

Человек есть Вопрос, Философия есть Ответ, точнее, его бесконечный поиск... Человек рождает философию, чтобы философия родила человека.

«Сон разума рождает чудовищ», а философия – это пробуждение разума от спячки…прояснение его взора во вне и во внутрь. Чтобы не получилось, как в треке одного из современных реперов: «умер, так и не поняв, зачем жил».

 

Ф. Гойя. Сон разума рождает чудовищ

Изучение философии способствует формированию ориентации на истину и доброту, спасает от «узких рамок обыденного мышления», помогает найти общий язык с другими людьми, развивает мышление.

Философия оказывает большое влияние на человеческие общества. Философские концепции Конфуция и Лао-цзы на тысячелетия предопределили развитие Китая. Войны и революции начинаются не с оружия, а с философии: философия французского Просвещения привела к Великой французской революции, на ней же были основаны Соединённые Штаты Америки; распространение марксизма привело к революции 1917 г. в России. Современные цветные революции являются прямым продолжением философии «открытого общества» К. Поппера. Не случайно, Ф. Ницше определил философа как «…странное взрывчатое вещество, перед которым все пребывает в опасности».