Жан-Жак Руссо

(1712-1778)

 

Рано потерял мать, воспитывался отцом. Работал подмастерьем гравёра. Богатая покровительница помогла ему заняться самообразованием. Получил премию Академии за «Рассуждение на тему, способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» (где убедительно аргументировал отрицательный ответ), после чего приобрел славу философа. Продал часы, сказав, что ему больше не нужно знать времени. Его произведение «Эмиль, или О воспитании» за религиозное вольнодумство было приговорено к сожжению. Участвовал в создании Энциклопедии.

 

«Об общественном договоре», «Исповедь», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»:

 

1. Реальный мир – вторичен, порождён Богом.

2. Познание сущности материи, существующей вне и независимо от сознания человека, невозможно, так как чувственное познание здесь – бессильно.

3. Главная причина перехода от равенства (естественного состояния) к неравенству – частная собственность. «Истинным основателем гражданского общества был тот, кто первым, отгородив участок земли, сказал «это моё», и кто нашёл людей достаточно простодушных, чтобы они этим словам поверили». Все люди должны быть наделены относительно равной собственностью.

4. Государство возникло в результате добровольного соглашения людей (теория общественного договора). У народа есть право на революционное ниспровержение антинародной власти. Идеал государства – республика.

5. «Назад к природе!» Чтобы уничтожить зло, необходимо отвергнуть цивилизацию, так как человек по природе – добрый дикарь – когда он сыт и находится в мире со своей природой. Все появившиеся на свет дети – свободны от пороков. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение человека человеком, деспотическая власть, отнимающая ум и совесть. Детей нужно воспитывать не в обществе, а на лоне природы, соответственно естественным требованиям.

«Человек по своей природе добр, общество – причина развращённости и порока».

«В естественном состоянии индивидууму свойственно здоровое себялюбие; себялюбие сопровождается естественным состраданием».

«В обществе естественное себялюбие извращается в продажную гордыню, ищущую ли доброй славы у других и тем самым заставляющую индивидуума утратить связь со своей истинной природой; потеря своей истинной природы ведёт к утрате свободы».

«В справедливом обществе естественная свобода воли индивидуума заменяется общей волей; такое общество основано на общественном договоре. Индивидуум не утрачивает свободы, но заново обретает её в общей воле; общая воля действует на благо всего общества».