Георг Гегель

(1770-1831)

объективный идеализм

 

«Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории»:

 

1. Философия может быть только идеализмом. Предмет философии – только сознание. Реальность становится предметом философии лишь в той степени, в какой она отражается в сознании.

2. Три формы сознания (духа): субъективный дух (индивидуальное сознание), объективный дух (коллективное сознание), Абсолютный дух (искусство, религия, философия, позволяющие человеку найти ответ на вопрос, что он есть, в чем его сущность).

3. Весь мир – грандиозный исторический процесс развёртывания и реализации возможностей Мирового духа (Абсолютной идеи) – объективного, безличного, идеального начала, выступающего субъектом развития, творцом всего мира.

4. Три этапа саморазвития (самопознания) Абсолютной идеи:

«тезис» – Мировой дух в собственном лоне

«антитезис» – Природа — инобытие Мирового Духа

«синтез» – Человек

«Мировой дух смотрит в сознание человека, как в зеркало, чтобы увидеть в нём самого себя»

5. Тождество Мышления и Бытия

(«Всё действительное — разумно, всё разумное – действительно»)

6. Три этапа истории человека (на основании развития свободы как осознанной необходимости):

1) Древний Восток (деспотия –– свободен лишь один человек);

2) Античность (демократия, аристократия – свободны некоторые);

3) Христианско-германский мир (свободны все).

7. Диалектика:

а) единство и борьба противоположностей (причина развития – борьба противоположностей),

б) взаимный переход количественных и качественных изменений

(механизм развития – непрерывное постепенное накопление количественных изменений, приводящее к скачку в новое качество),

в) отрицание отрицания (направление развития – тезис, антитезис, синтез).

«Почему есть Нечто, а не Ничто?».

«Если человек делает своей целью что-либо суетное, несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе».

«Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное».

«Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «я».

«Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогают».

«Человек воспитывается для свободы».

«Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя».

«Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».

«Ничто великое в мире не совершается без страсти».

«В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Нравственность должна выступать в роли красоты».

«История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы».
«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

«Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя».

«Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом <я> и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой».

«Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов».

«Сова Минервы вылетает только с наступлением сумерек».

«Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял».

«Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса».