Расцвет — середина 19- первая половина 20 вв.

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков) и западники(А.Н. Герцен, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский) (40-50 гг. Х1Х в.).

Славянофилы: 1)критика поверхностного подражательства Западу,

2) основа самобытности русской культуры – православие,

3) упрекали Запад в отходе от подлинного христианства, в чрезмерном рационализме,

4) за укрепление солидарности славянских народов,

5) стремление к целостности, преодолению всех форм разрозненности (учение о соборности, единении в любви и вере(А.С. Хомяков),

6) высшая истина дается не одному логическому мышлению, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности.

7) за «эволюционный прогресс без хирургического вмешательства».

 

 

 

Г.С. Сковорода А. С. Хомяков
(1722-1794) (1804-1860)

христианский гуманизм

(равная нравственная ценность всех людей,

независимо от их индивидуальных и социальных различий)

 


А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский

(1812-1870) (1828-1889)

Западники: 1) русская самобытность – это отсталость,

2) реформы Петра— начало движения России во всемирную историю,

3) Россия идёт одинаковым историческим путем с Европой, нужно заимствовать её опыт,

3) необходимо освобождение личности и государство, обеспечивающее свободу,

4) двигатель прогресса – «образованное меньшинство».

 

Сходство западников и славянофилов: «страстное чувство к русскому народу» (А.И. Герцен «Былое и думы»); вхождение в единый лагерь либерализма; против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение политических свобод, ограничение самодержавной власти; против революции, за реформистский путь России.

 

Евразийство – исходящее из славянофильства, антиевропоцентричное учение,отводящее России как особому культурно-этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией; появилось в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг. (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский), приобрело популярность к началу XXI в. (Л.Н. Гумилёв).

 

Н.Г. Чернышевский антропологический материализм («Что делать?»): 1) за «разумный эгоизм» (жить своими интересами, не противореча интересам других, отказ от меньшей выгоды и удовольствия для получения большей, самопожертвование для торжества выбранного идеала);

2) нравственное сознание формируют «естественные потребности» и «общественные привычки и обстоятельства», удовлетворение потребностей устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для чего нужно изменить сами условия жизни через революцию;

3) просвещение должно помочь становиться «новыми людьми» с идеалами служения народу, гуманизма, исторического оптимизма.

 

Русский космизм (К.Э. Циолковский, В.И Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Ф. Фёдоров) — учение о поиске места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признании соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности мира.

К. Э. Циолковский – основоположник отечественной космонавтики. В. И. Вернадский – учение о биосфере (совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм), эволюционирующей к ноосфере («сфере разума»), когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. А. Л. Чижевский — о влиянии циклов активности Солнца на социально-исторические процессы.

 

Анархизм (П. А. Кропоткин (1842-1921), М.А. Бакунин (1814-1876) – учение, выступающее за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Марксизм. Г. В. Плеханов (1856-1870) развивал идеи К. Маркса о том, что развитие капитализма ограничено странами Западной Европы; в России же реализовал себя иной коллективистский, общинный строй. Против курса на социалистическую революцию, в силу незрелости России, необходимо постепенное формирование условий для социализма.
В. И. Ленин (1870-1924) («Материализм и эмпириокритицизм», «Государство и революция») развивал идею классовой борьбы и осуществления диктатуры пролетариата, под руководством «партии нового типа»; вступления России на путь капитализма, необходимости буржуазно-демократической революции и ее перерастания в социалистическую; вступлении капитализма в последнюю стадию своего развития — империализм, и его созревания для мировой социалистической революции.

Марксизм-ленинизм был господствующим мировоззрением в СССР до начала 90-х гг. XX в.

Философия всеединства (В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк) – учение об органическом единстве мирового бытия, взаимопроникновении составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.

В онтологическом аспекте – нерасторжимое единение Творца и твари;

в гносеологическом – «цельное знание», взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного), достигаемая не столько в результате дискурса, сколько верой и интуицией;

в аксиологии – абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.

Весь мир, как система, обусловлен всеединством, то есть Богом.


В.С.Соловьёв

(1853-1900)

объективный идеализм, философия Всеединства,

философия Вечной Женственности

Отец – историк С.М. Соловьев, автор 29-томной «Истории России с древнейших времен», дед – священник. Окончил Московский университет, защитил магистерскую диссертацию («Кризис западной философии»). Преподавал в Санкт-Петербургском университете. В 1881г. его преподавательская деятельность навсегда прекратилась, когда во время лекции он обратился с призывом, в соответствии с христианскими заповедями, помиловать убийц Александра II.

«Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве», «Смысл любви»

3 этапа эволюции взглядов:

1)теософия 2) теократия 3) теургия

1. Мир – целостен. Все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга, стороны любого предмета всегда образуют в своем взаимопроникновении конкретное единство, определенную целостность. Вселенная не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое, так как рождено из единого истока – Божественным Творцом.

2. Высший духовный мир – «безусловное всеединство» – есть совершенный синтез Истины, Добра и Красоты, открывающийся человеку через образ Божественной Премудрости – СофииВечной Женственности», предстающей посредником между мудростью Божественной и человеческой).

3. Целостный мир постигается целостным знанием (познанием «всего во всём»), «великим синтезом» трёх основных способов познания мира: науки (знание о реальном мире), философии (знание об идеальном мире) и теологии (вера в Абсолют), создающим «свободную теософию».

4. Целостное знание обретается только целостным человеком,в котором осуществлён синтез веры, знания и чувства. Собирают человека в цельность церковь, соборность, общинность и любовь.

5. Исцеление частичности человека целостностью – через любовь к Богу и любовь к человеку. Три этапа истории отношений человека и Бога: 1) этап Бога-Отца (описан в «Ветхом Завете»), от сотворения мира до Рождения Христа; 2) этап Бога-Сына («Новый Завет»), от Рождения Христа до Его Распятия и Воскресения; 3) этап Богочеловечества (восхождение человечества к Богу через Богосотворчество – смотри на то, что делает Бог, и помогай Ему делать то же: творить мир, а не войну, добро, а не зло, истину, а не ложь, красоту, а не уродство, любовь, а не ненависть).

6. Любовь, будучи (в противоположность эгоизму) единением человека с Богом, Родиной, другим человеком, самим собой, предстаёт первой ячейкой соборности. «Смысл любви – спасение и сохранение индивидуальности через жертву эгоизма».

7. В человеке заключена идея человека идеального. Идеальный человек есть универсальное и вместе с тем индивидуальное существо, в котором коренится идеальная личность с «отрицательной безусловностью»: она не хочет и не может удовлетвориться никаким ограниченным содержанием, не хочет и не может насильственно подчиняться общему, растворяться в нем.

8. Задача человека как разумного и духовного существа не ограничивается собственным спасением, но состоит в преодолении всех проявлений зла и несовершенства мира, совпадающей с божественным предопределением. Идеал общества – в свободной теократии,при которой нравственная власть принадлежит Церкви, сила – царю, а право живого совета с Богом – пророкам, «обладателям ключей будущего». Моральный миропорядок основан на трех началах: на чувстве стыда, сострадания (жалости) и благоговения (благочестия).

 

«У нас честные люди встречаются реже, чем святые».

«Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным».

«Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно. Человек – животное стыдящееся».

«Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

«Не так уж много дней отмерено нам, чтобы мы могли позволить будущему пожирать настоящее».

«Два близких между собою желания, как два невидимых крыла, подымают душу человеческую над остальною природою: желание бессмертия и желание правды».

«Спасающий спасется».

«Главное дело веры относительно Бога есть молитва, относительно ближнего милостыня, относительно собственной своей природы — воздержание, или пост».

«Смертная казнь есть абсолютное убийство, то есть принципиальное отрицание коренного нравственного отношения к человеку».

«Внутренний грех самообоготворения может быть искуплен только внутренним, нравственным подвигом самоотречения».

« Счастье есть, его не может не быть, потому что рассвет не придет, если не верить в то, что он должен прийти».

«Государство существует не для того, чтобы превратить жизнь в рай, а для того, чтобы она не стала адом».

«Три свидания»

(фрагмент поэмы о мистических встречах с Софией)

Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.

И только я помыслил это слово —
Вдруг золотой лазурью всё полно,
И предо мной она сияет снова —
Одно её лицо — оно одно.

И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.

Что есть, что было, что грядёт вовеки —
Всё обнял тут один недвижный взор...
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.

Всё видел я, и всё одно лишь было —
Один лишь образ женской красоты...
Безмерное в его размер входило, —
Передо мной, во мне — одна лишь ты.