Д.С. Мережковский

(1866-1941)

религиозный философ, один из основателей русского символизма,

выдвигался на Нобелевскую премию,

муж поэтессы З. Гиппиус

 

«Христос и Антихрист», «Царство Зверя», «Рождение богов»:

1) Символ — это иносказательное откровение о сущем, тогда как «мысль изречённая есть ложь». То, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами.

2) Концепция «нового религиозного сознания» (опирается на идеи итальянского богослова XII века Иоахима Флорского). На смену двум первым заветам (Ветхий завет Бога-Отца и Новый Завет Бога-Сына), должен прийти «Третий Завет» — Святого Духа; «завет Свободы вослед заветам Закона и Благодати». В первом Завете, «открылась власть Божья, как истина»; во втором — «истина, как любовь»; в третьем и последнем — «любовь, как свобода» (христианство – религия любви, а, следовательно, свободы). Третий Завет – синтез «правды о земле» (язычества) и «правды о небе» (христианства). Таким образом, исторический процесс замкнёт начало с концом и настанут «новое небо и новая земля».

3) Язычество «утверждало плоть в ущерб духу», а церковное христианство – идеал «духа в ущерб плоти». Духовная история человечества – противостояние двух «бездн»: «бездны плоти» (воплощённой в язычестве) и «бездны духа» (христианский бесплотный аскетизм), двух несовершенных начал, стремящихся к синтезу через «духовную революцию» — в будущей «Церкви Третьего Завета». Идеал — «не бестелесная святость, но святая плоть, мистическое единство тела и духа». Цель истории – в соединении плоти и духа, религии и культуры; осуществлении «царства Божиего не в потустороннем мире, а на земле».

 

 

 

4) Дух (на одном из древних языков Библии, арамейском, слово «дух» («Rucha») — женского рода) в православной Троице отождествляется с Божьей Матерью. Святая Троица – это Отец, Сын и Мать-Дух. Третий завет будет царством Духа-Матери, «пламенной заступницы холодного мира».

5) Идеал Бога как единство мужской и женской природы переносится и на понимание человека. Разделение на два пола является симптомом распада личности. Для Мережковского идеал личности (в этом с ним были согласны Вл. Соловьев и Н. Бердяев) — это некое двуполое существо, мужчина-женщина.

  6) Христианство – религия Богочеловечества; в основе государственности – религия Человекобожества. Новая, вечная, истинная вселенская Церковь так же противоположна государству, как абсолютная истина противоположна абсолютной лжи...  

«Любовь иногда безжалостна; жалость всегда любовна»

«Люди думают, что страдают от голода, от жажды, от бедности, от боли; на самом деле, страдают они только от мысли, что, может быть, Его нет. Это единственная скорбь мира»

«Мифы ловят богов как сети – рыбу. Люди плохие рыбаки: боги уходят от них. Но и пустой миф пахнет Богом, как пустая сеть – рыбой»

«Полчеловека нельзя спасти, можно – только всего; и полчеловечества – нельзя, можно только все»

«Христос таится в язычестве, в христианстве открывается. Слепые солнца не видят, но теплоту его чувствуют.Христос язычников – солнце слепых»

«Отрекаясь от Бога, от абсолютной Божественной личности, человек неминуемо отрекается от своей собственной человеческой личности».

«Чем больше я знаю, тем больше постигаю смерть...»

«Эти смутные времена, когда старые боги умерли, а новые ещё не родились»

«При смене двух исторических эпох рождаются характеры, принадлежащие той и другой, нецельные, раздвоенные… Отжившее торжествует над живым»

«Россия – страна, где всё начинают, и ничего не заканчивают»

«От Него Одного рождается красота, Им одним согревается вечность в изменчивом»

«Познавать есть Господу угодное дело, это – всё-равно что молиться. Познавая мир, мы учимся любить Бога. Кто мало знает, тот мало любит. Любовь есть дочь познания».

«Сердце человеческое в малом чаще застигается врасплох и познается больше, чем в большом; герой иногда виден хуже сквозь триумфальные ворота, чем сквозь замочную скважину».

«Кто гордость победить не мог, тот будет вечно одинок. Кто любит – должен быть рабом»

«Хочу, чтоб жизнь моя была Тебе немолчная хвала. Тебя за полночь и зарю, за жизнь и смерть благодарю»