П.А. Флоренский

(1882-1937)

«Новый Леонардо да Винчи», окончил Московский университет, духовную академию, энциклопедически образован, полиглот, разносторонне талантлив (от искусства, лингвистики до физики, математики, материаловедения и электричества), священник, богослов, учёный, поэт. Женат, отец трёх сыновей и двух дочерей. Осуждён (на основании доносов) на 10 лет, расстрелян. Завершил жизнь «неканонизированным мучеником».

 

«Столп и утверждение истины» (в 12 в. над Печорским монастырем явилось знамение, столп огненный (который “весь мир виде”)— вид ангела, посылаемый волею Божией вести людей путями промысла):

1. Истина, Добро и Красота — это не три разных начала, а одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения. Явленная истина есть Любовь. Самая любовь моя есть действие Бога во мне и меня в Боге.

2. «Метафизическое всеединство» — синтез мирового религиозного и научного опыта для создания цельной картины мира.

3. Космизм. Космос — борьба Хаоса (ложь, смерть, анархия, грех) и Логоса (порядок, разум, культура, ориентированная на абсолютные ценности). В центре спасения мира – Человек. Грех —хаотический момент души.

4. «Софиология». София – Премудрость Божия, «четвертая ипостась», вселенская реальность, творческая любовь Божия, озаренная красотой Святого Духа, идеальная личность мира, Ангел-Хранитель всей твари.

 

 

 

 

 

5. «Монадология». Монада — религиозная душа, которая может выйти из себя через отдающую, “истощающуюся” любовь (монады Лейбница – пустое эгоистическое самотождество “Я”).

6. Имяславие. Имя Божие есть Сам Бог, вместе со звуками и буквами этого имени, магическая природа слова (книга «Имена»).

 

«Самое убедительное доказательство бытия Божия:«Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог».

«Я научился благодушию, когда твердо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведется Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чем, помимо задач сегодняшнего дня»

«Религия —художница спасения. Она спасает нас от нас, спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса».

«Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость — растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться»


Н. Ф. Фёдоров

(1829-1903)

русский космизм

православная философия

 

Незаконнорожденный сын князя П.П. Гагарина (всю жизнь мучился «стыдом рождения»). Работал в уездных училищах России, библиотекарем в Румянцевского музея. Обладал необыкновенной эрудицией («московский Сократ»). Аскет, старался не владеть имуществом, питался чаем и хлебом, спал на сундуке. Значительную часть жалованья раздавал «стипендиатам», от прибавок к жалованью отказывался, всегда ходил пешком, в одном и том же стареньком пальто. Умер от воспаления лёгких. При жизни почти не публиковался (любая собственность, в том числе, интеллектуальная – грех, разобщающий людей, нужно оставаться в «анонимной массе народа»). Нет ни одной его фотографии, лишь тайком сделанный рисунок.

«Философия общего дела»:

1. Центральный вопрос – о жизни и смерти («почему живущее страдает и умирает»). Жизнь — насущнейшее, необходимейшее для человека; жизнь и смерть – синонимы добра и зла: «жизнь, то есть жизнь бессмертная, есть истинное добро, а смерть — истинное зло».

2. Смерть должна быть побеждена

а)потому чтоона исчерпала себя как механизм эволюции (в природе смерть – механизм отбора физически сильной особи, но с появлением человека важнейшее значение приобретают сверхфизические факторы: дух, творчество, разум; для духовной эволюции смерть не нужна).

б) потому что она— безнравственна (она — причина человеческих пороков: эгоизма, безответственности, вседозволенности, произвола, презрения, скупости); смерть — наказание за грех, искупление греха — избавление от смерти, то есть воскрешение.

3. Смерть может быть побеждена, так как

а) Бог смерти не создавал, Адам и Ева – бессмертные, пока не выпали из рая;

б) «дело дел» Христа – воскрешение мёртвых (напр., Лазаря);

в) Христос воскрес после распятия, «смертию смерть поправ» (главное в Его учении — весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» — смертью);

г) не один атом (из которых построены тела людей) не погиб;

д) бессмертие (на уровне простейших живых организмов) уже есть;

е) человек наделён способностью познавать и действовать;

ж) Творец через нас воссоздает мир, воскрешает все погибшее.

4. Преодоление смерти — долг детей перед родителями, даровавшими им жизнь («каждое поколение виновно в смерти предшествующего»), в чувстве сиротства, любви, заботе о родителях (чего нет у животных) – «нравственный сверхживотный зов»;

5. Преодоление смерти – единственное дело, способное объединить всех людей (старых и молодых, богатых и бедных, больных и здоровых) «общее дело всего человечества».

6. Необходимо«всеобщее возвращение жизни, всеобщеевоскрешение» всех когда-либо живших людей («вплоть до Адама и Евы»), воскрешение осуществит Бог руками человека, с помощью современной науки, которая от Бога, для чего потребуется заселение других планет.

7. Идея соборности. Христианство не может быть религией личного спасения и совершенствования. «Спастись можно лишь всем вместе со всеми». Следовать нужно не эгоизму (жизнь только для себя) и не альтруизму (жизнь только для других), но всемирной любви. Только всеобщее спасение и бессмертие — а не индивидуальное, не только для ныне живущих поколений, и не для одних только праведников —единственно морально.

 

"Добро есть жизнь».

«Жертвующие жизнью – альтруисты, а принимающие жертву — кто?»

«Истинная добродетель – только в управлении слепыми силами природы».