Экзистенциализм

(к. 19 — 20 вв.)

«философия существования»

 

 

 

А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс («Смысл и назначение истории»),

М. Хайдеггер, Л. Шестов («Апофеоз беспочвенности»)

 

Альбер Камю («Совесть Запада»), Нобелевская премия по литературе (1957), атеистический экзистенциализм, абсурдизм

Рано потерял отца, рос в бедности с матерью-испанкой и бабушкой. С 17 лет – туберкулёз. Изучал философию в Алжирском ун-те. Выступал за социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Во время 2 мировой войны вступил в Движение сопротивления. Женат, отец двоих детей. Нобелевская речь: «я слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». Погиб в автокатастрофе.

«Эссе об абсурде или миф о Сизифе», «Бунтующий человек», «Чума», «Посторонний», «Калигула»:

1. Мир – абсурден

(самым очевидным выражением этого является смерть, ставящая под сомнение ценность и смысл всех жизненных устремлений; высшим воплощением абсурда являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п.)

2. Жизнь вызывает страх

(в отличие от боязни, причина, вызывающая страх, отсутствует,человек не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает, кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться;

 

 

 

 

Альбер Камю

(1913-1960)

 

страх потрясает, он необходим, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни;даёт возможность отвлечься от всех ежедневных проблем, забот, посмотреть на все происходящее со стороны, н сжигает все несущественное, временное, отвлекает от всего мирского.

все незначительное отступает на задний план, только тогда проявляется истинное существование.

Человек поднимается над бездумным проживанием — он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров, отношений — ошибочны. Прежде он был ими несом, но теперь отторжен от них, теперь он целиком опирается только на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода.