Страх — наивысшее достижение человека, только в нем открывается истинное существование

3. Способы отношения к абсурду:

образ Дон-Кихота (уход в собственный внутренний мир),

образ Дон-Жуана (бег от самого себя),

образ Сизифа (умении находить островки счастья в море

абсурда); для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым.

4. Человек — всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса (тревоги, отчаяния, страха, отчуждения от самого себя, конфликта), но он способен мыслить и осознавать своё бытие, а, следовательно — ответственен за своё существование. Человек должен осознавать себя, быть ответственным за себя, если хочет стать самим собой.

5. Чтобы осознать свою экзистенцию, человек должен оказаться в«пограничной ситуации» (на грани жизни и смерти), в результате мир становится для человека «интимно близким»; понять ценность жизни можно, лишь оказавшись на грани её потери.

6. Единственное средство борьбы с абсурдом – признание его данности (борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость)

7. В каждый миг времени в жизни есть ВСЁ!!!

(надо суметь увидеть не только смерть, но и рождение; не только уродство, но и красоту; не только ненависть, но и любовь; не только лживость но и искренность)

Умение видеть золотые вкрапления совершенства даёт силы выживать в мире абсурда

8. Атеистический экзистенциализм: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней».

«Абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии».

«Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем».

«Беда нашего века. Ещё недавно в оправдании нуждались дурные поступки, теперь в нём нуждаются поступки добрые».

«Без греховного начала человек не смог бы жить, а без святого жил бы припеваючи».

«Быть язычником для себя, христианином для других – к этому инстинктивно склоняется всякий человек».

«В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность».

«Я научился требовать от людей меньше, чем они могут дать. И на их чувства, дружбу, благородные поступки – смотреть как на настоящее чудо, дар Божий».

 

«Существуют два времени: то, за которым мы следим, и то, которое следит за нами».

«Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, - это смерть. Воскрешение - в бескорыстии».

«Всякое свершение обрекает на рабство. Оно обязывает к более высоким свершениям».

«Да, вот что дает уверенность – повседневный труд. Всё прочее держится на ниточке...»

«Душа не даётся сотворенной, она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – долгие и мучительные роды. Когда сотворение души завершается, приходит смерть».

«Если продолжать искренне любить то, что в самом деле достойно любви, и не растрачивать любовь по мелочам и глупостям, можно понемногу сделать свою жизнь светлее и стать сильнее».

«Есть только лишь одна по-настоящему философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии».

«Мне необходимо чувствовать личность постольку, поскольку в ней живет ощущение того, что выше меня».

«Каждый человек умирает незнакомцем».

«Красота приводит нас в отчаяние, она – вечность, длящаяся мгновение, а мы хотели бы продлить её навсегда».

«Кто ничего не даёт, тот ничего не имеет. Самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам».

«Лица женщин, наслаждение солнцем и водой, вот чему грозит смерть. И если мы не приемлем убийство, мы должны выстоять».

«Лучше умереть стоя, чем всю жизнь прожить на коленях».

«Мир прекрасен, и вне его нет спасения».

«Может быть, для Господа Бога вообще лучше, чтобы в него не верили и всеми силами боролись против смерти, не обращая взоры к небесам, где царит молчание».

«Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши романы».

«Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье».

«Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день».

«Не я отрекаюсь от людей и вещей (я бы не смог), люди и вещи отрекаются от меня».

«Неизбежно только одно – смерть, всего остального можно избежать»

«Нет такой вещи, которую бы мы совершали ради одного человека, не раня при этом другого. А если мы не можем решиться ранить людей, мы остаемся навеки бесплодными. В конечном счете, любить одного человека – значит убивать всех остальных».

«Ни одно гениальное произведение не основывалось на ненависти или презрении».

«Оправдание абсурдного мира может быть только эстетическим».

«Первой должна прийти любовь, а за ней мораль. Обратное мучительно».

«Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние».

«Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл».

«Всегда наступает момент, когда люди перестают бороться и мучить друг друга, смиряются с тем, что надо любить другого таким, как он есть. Это – царствие небесное».

Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии.

«Самый удобный способ познакомиться с городом – это попытаться узнать: как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают2.

«Святость – тоже бунт: святой отвергает вещи как они есть».

«Смертная казнь. Преступника убивают, потому что преступление истощает в человеке всю способность жить. Он всё прожил, раз он убил. Он может умереть. Убийство исчерпывает».

«Стареть – значит переходить от чувств к сочувствию».

«Стремление всегда быть правым – признак вульгарности».

«Существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда даётся в руки, и это нечто – человеческая нежность».

«У нас не хватает времени быть самими собой. У нас хватает времени только на то, чтобы быть счастливыми».

«Человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть».

«Человек - животное религиозное».

«Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. Но не с помощью самоубийства. Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза, без горечи».

«Человек не только общественное существо, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими, но умираем только для себя».

«Чем трагичнее удел человека, тем более непреклонной и вызывающей становится надежда».

«Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный».

«Я удалился от мира потому, что имел друзей, считающих меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог».