Жан-Поль Сартр

(1905-1980)

Франция

атеистический (секулярный) экзистенциализм

Нобелевский лауреат по литературе (1964) (отказался от премии)

 

Рано потерял отца (офицера военно-морских сил). Спутницей его жизни стала Симона де Бовуар. Борец за мир. Отстаивает независимость Алжира. Националисты взрывают его квартиру. Поддерживает кубинскую революцию. Участник революции во Франции 1968 г. Из-под ареста освобождён президентом Шарлем де Голлем («Франция Вольтеров не сажает»). В последний путь его провожало 50 000 человек.

 

«Бытие и ничто», «Экзистенциализм — это гуманизм», «Тошнота»:

 

1. Свобода – возможность выбора (принятия решений), которую никто не может отнять у человека, нечто абсолютное, раз и навсегда данное. «Человек осужден быть свободным». Свобода предшествует его сущности.

2. «Существованиепредшествует сущности». Человек брошен без сущности в мир, созданный другими людьми. Он сам создаёт свою сущность в процессе существования. Человек постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами».

3. Современный человек – отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые «стоят» над человеком, а не происходят от него (государство — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишён самого важного — способности творить свою историю.

4. Так как «Бог умер», человек не может найти опоры «ни в Боге, ни в природе», ни в традиционных ценностях культуры. Ему ничего не остаётся, как «делать» себя самому, быть «проектом» «бытия для себя».

5. Мыслит не мозг, а личность

Мозг у людей работает одинаково, а мыслят они по-разному, потому что работа мозга «переплавляется» через уникальность человеческой личности; «экзистенция» — индивидуальна и неповторима, означает иррациональное переживание отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

6. Теория проекта: индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя; тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки (Ф. Понж: «Человек — это будущее человека»). Мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели; через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность. Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. «Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!»

Это возможно, так как человек – свободен. В результате, он формирует свою сущность, определяющую его дальнейшее бытие. Становление личности длится всю жизнь

«Ад – это другие».

«Свобода – это то, что я сам сделал из того, что сделали из меня»

«Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния»

«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может»

«Если человечество вдруг исчезнет, оно убьет своих мертвецов»
«Если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю»

«...с каждым днем он все более похож на свой будущий труп»
«А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!»

«Прогресс – это длинный крутой подъем, который ведет ко мне»

«История любой человеческой жизни есть история поражения»

«Человек ответствен не только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей»

«Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем».

«Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого, — и ненависть, переходя от соседа к соседу, заражает все человечество»

«Если вы одиноки, когда вы один, значит, вы в дурном обществе»

«Чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом… »

«Иногда я ощущаю, как ласку, движение времени, чаще — чувствую, как время стоит на месте. Дрожащие минуты осыпаются, погребая меня»

«Открыв мир в слове, я долго принимал слово за мир».

«Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством»

« Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Ее высшее проявление — предоставлять свободу»

 


Мартин Хайдеггер

(1889 - 1976)

«Бытие и время»:

1, Современная философия утратила понимание сущности и смысла бытия. Вопрос о бытии – главный вопрос философии, но решать его можно, только поняв смысл человека.

2. Человеческое существование протекает в сознании начала и конца (рождение и смерть), т.е. протекает во времени. Временность, историчность, забота о себе характеризуют человеческое бытие. Существование человека – это "бытие для смерти".

3. Человек, будучи смертным, охвачен тревогой, свидетельствующей о том, что он лишился опоры. Он становится одиноким, когда понимает, что общественные связи и отношения лишены смысла. Человек не может найти смысл своего существования в сфере политики, экономики или техники. Смысл жизни — только в сфере свободы, свободного риска и ответственности за свои поступки. И в этом сущность человеческого бытия.

4. Нужны новые понятия «экзистенциалы». Понятие «человек» заменяется словом «Dasein» (существование), означающее: «бытие», «здесь – бытие», «наличное бытие», «существование». В отличие от вещи, человек, находясь в бытии, одновременно сопряжен с ним, что выражается в состоянии обеспокоенности, заботе, вопрошании. Именно в бытии он обретает свой истинный смысл и цельность. Если не существует «Dasein», то нет и мира, это такое «здесь–бытие», через которое говорит и само бытие.

5. Сущность человека – в «стоянии в просвете бытия». Человек есть «вот» Бытия, то есть его просвет. Бытие светлого «вот» суть экстатического выступания в истину Бытия.

6. Человек, являясь «пастухом бытия», пытается обнаружить сущее, постоянно ускользающее. Поиски сущего (раскрытие его смысла) и составляют главную озабоченность человека.

7. Человек отличается тем, что он всегда находится в состоянии определенных возможностей; он мог бы стать иным, чем является в настоящий момент; он может быть неудовлетворен собой, спрашивать: что он такое в возможности? Лишь будучи озабоченным таким вопросом (=экзистируя), человек может развивать в себе глубинное переживание необходимости, обязанность по отношению к себе самому, ответственность за свои поступки.

8. Важнейшей стороной человека является состояние «заботы» о себе и бытии в целом. «Забота», «озабоченность» конструируют особое, экзистенциальное пространство, в котором он пребывает. Отрицательный модус заботы – повседневное, усреднённое, суетное «озабочивание» питанием, одеждой, быть друг за– против – без друга, бег за ускользающим временем... Позитивный модус: обеспокоенность миром, самим бытием, именно такая забота делает человека ответственным не только за развитие своей собственной самости, но и за целостность бытия. Человек — то, чем он озаботился.

 

«Человек – не господин сущего. Человек – пастух бытия»

«Каждый всегда пребывает в диалоге со своими предшественниками; еще больше, и сокровеннее – со своими потомками».

«Подлинная угроза – не от губительного действия техники на человека, а в самом его существе».

«Мы пришли слишком поздно для Богов, но слишком рано – для Бытия. Поэзия Бытия лишь только началась, и это – Человек»

«Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления.

«Необходимо преодоление бездомности, в которой блуждают не только люди, но само существо человека».

«Такой вещи как человек, являющейся человеком благодаря самому себе не существует».

«Ужас приоткрывает Ничто. В ужасе “земля уходит из-под ног”. Точнее: ужас уводит у нас землю из-под ног, потому что заставляет ускользать сущее в целом. Отсюда и мы сами, с общим провалом сущего, тоже ускользаем сами от себя. Только наше чистое бытие в потрясении этого провала, когда ему не на что опереться, все еще тут».