Персонализм

(от лат. persona — личность)

к. 19-20 вв.

(Россия, США, Франция)

— экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

 

Н. А. Бердяев, Б. Боун, Э. Мунье:

1. Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка противопоставляется идеалистический плюрализм — множественность существований, сознаний, воль, личностей.

2. Теизм – творение мира верховной персоной (Богом) и наделения его способностью развития.

3. На первом плане – не познающий истину субъект классической философии, а человеческая личность во всей полноте её конкретных проявлений, в её неповторимой индивидуальности. Личность фундаментальная онтологическая категория, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Личность и её опыт – единственная реальность. «Мир личности» – «больше» мира природы и общества, и является подлинной ареной бытия.

4. Истоки личности – не в ней самой, а в бесконечном едином начале — Боге. Сориентировать человека в мире должна религиозная философия, направленная на нахождение смысла существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с Богом. "Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его. Поэтому проблема человека во всей глубине ставится лишь в религиозном сознании" (Н. Бердяев).

5. Н. Бердяев, Л. Шестов: личность – единственный субъект истории и носитель культуры в противоположность массам. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку.

6. Индивид – человек как часть рода, общества, биосоциальный атом, определяемый соотношением с целым. Личность – утверждает себя только путём свободы воли от неограниченной власти общества и государства стремящихся подчинить её, исключающих возможность утвердить своё неповторимое «Я». Критика «массовой культуры», «массового общества».

Все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны.

7. Христианское учение о личности

– революционный переворот в жизни человечества, так как оно впервые объяснило смысл его активности, деятельности (Лакруа: «личность – жизненный порыв к Богу»);

– позволило создать «общество личностей», подобное христианской общине как антиподу урбанистической цивилизации;

– призвано играть роль конструктивного фактора в преобразовании мира на гуманистических основах.

8. "Неподлинность" земного существования человека (Э. Мунье: "Личность“ существует лишь ценой потери. Ее богатство – то, что ей остается, когда она лишается всего, чем она обладает, что ей остается в час смерти").

Поскольку личность находится во враждебных отношениях с действительностью, её жизнь начинается с ломки контакта со средой; она должна уйти в себя, чтобы «сосредоточиться». Внутренние свойства личности, «призвание», «интимность» должны предохранить её и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соединить личности между собой. Главным способом самоутверждения личности выступает внутреннее самоусовершенствование.

9. Нужна «персоналистская и общинная революция» (Э. Мунье). В отличие от социалистической революции (ведущей к коллективизму), она духовная и экономическая, создающая условия для расцвета личности и бесконфликтности в обществе; предстающая результатом распространения персоналистского учения среди людей. Персонализм – педагогика, нацеленная на пробуждение личностного начала в человеке.

10. Диалогический персонализм (М. Бубер, Н. Бердяев): социальная сторона личности (коммуникация, диалог) основание конституирования всей личности; оперируя новыми экзистенциальными категориями (Я, ТЫ, МЫ), необходимо преодолеть гносеологический Я-центризм классической философии, вынося проблему познания на новый онтологический уровень проблемы творчества.

Цель и назначение человеческого существования – личностное общение, имеющее действенный характер, когда каждый индивид «имеет цель в себе и в то же время во всех», а встреча Я и Ты в Мы создает особый опыт — коммуникацию душ, осуществляемую «по ту сторону слов и систем».

«Вовлеченное существование» – активный диалог христиан с современностью, вовлечение верующих в социальные движения на стороне прогрессивных сил.