Неотомизм

(кон.19- наст. время)

современная версия томизма, учения Фомы Аквинского

официальная философия католицизма,

 

 

Жак Маритен

(1882-1973)

Франция

основатель неотомизма

теория «интегрального гуманизма»

(в энциклике «О прогрессе народов» Иоанн Павел VI призвал к осуществлению «интегрального гуманизма»)

 

«Сумерки цивилизации», «Знание и мудрость»:

 

1. Выход из кризиса современной эпохи – в утверждении „теоцентрического гуманизма“, „персоналистической демократии“, христианизации всех областей духовной культуры и экуменическом сближении религий.

2. Гуманизм – развитие всех возможностей человека, раскрытие его первоначального величия. Но гуманизму, начиная с античности, свойственен порок замыкания человека на самом себе. Именно в изоляции человеческой природы от Высшего существа коренятся проблемы современного человечества. В отсутствие Бога, человек теряет и свою душу, что приводит к появлению таких теорий отчаяния и абсурда как философия Ницше или экзистенциализм.

3. Две крайности представляют марксизм, полностью замкнувшийся в своем рационализме, и христианский гуманизм, изолировавший разум на поисках «Града человека-бога вместо обращения к идеалу Града личности, сотворенной по образу Божию».

4. Духовное преобразование и обновление цивилизации происходит через «интегральный гуманизм», преодолевающий отпадение человека от Бога через восстановление трансцендентных оснований человеческой жизни. В новой цивилизации христианская вера будет сочетаться с секулярными институтами. Главными целями государства станут социальные, и христианские идеалы станут для социальной политики каноном. Религия будет регулировать на высшем уровне отношения между индивидами, и человеческая свобода будет развиваться.

5. Фашизм и коммунизм искореняли такую свободу, а либерализм, поощряющий эгоизм и индивидуализм, противоречит христианским нормам. Социалистический гуманизм абсолютизирует коллективное начало, либеральный — индивидуальное. Интегральный же гуманизм рассматривает человека как единство божественного и человеческого начал, индивидуального и коллективного.

6. Соблюдение трех основных принципов интегрального гуманизма — утверждение ценностей личности, совместное существование людей в стремлении к общественному благу, а также христианско-теистическая направленность, ведущая к экуменическому сближению верующих, приведет к существованию общества, в котором наиболее полно смогут раскрываться способности личности, а также будет воплощаться человеческая свобода.

 

«Каким бы великодушным ни был атеист, атеизм приводит к окаменению глубинных слоев субстанции любви».

«Мир есть закрытое поле, которое принадлежит Богу по праву творения; дьяволу — по праву завоевания, в силу греха; Христу — по праву победы над первым завоевателем, по праву Страсти».

«Мы никогда не узнаем всего про мельчайшую травинку или рябь в стремительном потоке».

«Наивысшее познание Бога — познание Его в любви».

«Подлинное христианство испытывает отвращение к пессимизму, к инертности».

«Подлинный смысл теории Руссо состоит в том, что человек по природе свет, что он более чем добродетелен!»

«Счастливы те, у кого тоска пролилась прозрачной слезой».

«Церковь священна, мир — не священен; но мир спасен в надежде, и кровь Христа, живительный принцип Искупления, здесь уже оказывает свое воздействие».

«Я хорошо знаю, что подобен всем другим, я не лучше других и не более ценен, нежели они; я лишь маленький завиток пены на гребне волны, уходящей в мгновение ока в безбрежность природы и человечества».

 

 

Этьен Жильсон

(1884-1978)

Франция

написал более 60 книг и 600 статей,

причём более 100 из них — после 74 лет.

«Бытие и сущность», «Христианство и философия»:

1. Предшествующая философия рассматривала лишь сущности, а экзистенциализм – лишь существование. Томизм признаёт онтологическое существование, относящееся к сущности, как акт к потенции.

2. Содержание христианской философии, в отличие от богословия — не истины, постижение которых невозможно без Откровения, а истины, которые, будучи основаны на естественном разуме, исторически были углублены и сохранены, благодаря Откровению. Такими истинами являются существование Бога, свобода божественного и человеческого действия.

 

«Только Бог способен уберечь человека от тирании самого человека».

«Вера приходит к разуму как свет, наполняющий его радостью; именно в ней разум с этого момента черпает уверенность, которая помогает разрешить все вопросы».

«Думать не значит изменять, это значит действовать».

«Существуют эпохи, когда в сознании людей происходят внезапные мутации».

«Чем далее мы продвигаемся в глубину изучаемого объекта, тем сложнее становится дальнейшее продвижение».

«На смену эпохе философов, занимавшихся философией, пришли профессора философии, занимающиеся философами».