Зигмунд Фрейд

(1856-1939)

Австрия

 

«Психология бессознательного», «Я и Оно»:

1. Новая антропологическая революция, разворачивающая внимание от внешнего к внутреннему миру человека, где происходят не менее важные, сложные, полутаинственные, интригующие, события (Р. Шекспир:»Я повернул зрачок вовнутрь своей души»).

 

2. Если ранее психическое сводилось к сознанию, то теперь осуществляется редукция сознания к бессознательному («все душевные процессы по существу бессознательные», биологические, вся культура рассматривается под этим углом зрения («биологизаторский подход»).

 

3.Человеком движутдва главных влечения: Либидо (к жизни, любви), Танатос (к смерти, разрушению, агрессии), вместе образующие «принцип удовольствия (наслаждения)» («детское» начало, действующее по принципу «я хочу»);

 

4. Важнейшие элементы психики:

«Оно» («Ид») — глубокий слой бессознательных безличных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения (либидо и танатос);

«Я» («Эго») — сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; стремящийся привести в соответствие друг с другом принцип удовольствия и принцип реальности;

«Сверх-Я»(«Супер-эго») — интериоризированная индивидом культура (инстанция, олицетворяющая собой установки общества), действующая также в виде бессознательной установки, «принцип реальности» (внутриличностная совесть, моральная цензура, социальность внутри сознания, строгий отец», «родительское начало», «я должен»).

 

 

 

 

 

3. Функционирование психики. «Я» стремится быть посредником между миром и «Оно», сделать «Оно» приемлемым для мира, а также привести мир в соответствие с желанием «Оно». «Я» старается содействовать влиянию внешнего мира на «Оно» и осуществлению тенденций этого мира, стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в «Оно», принципом реальности.

Между принципом удовольствия и принципом реальности – напряжение (противоречие), если последний требует слишком многого, то возникает невроз (невротические культуры). Способом разрешения этого противоречия является сублимация – переброска психической энергии с неосуществимой цели на осуществимую, конструктивную.

Вытеснение – механизм психической защиты, заключающийся в удалении (забвении, но не стирании) из сознания в бессознательное того, что не хочется, неприятно помнить.

Эдипов комплекс — бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола (обуславливающие, в дальнейшем, поиск партнёра, похожего на него) и двойственные чувства к родителю того же пола.

 

 

 

 

«Анатомия – это судьба».
«Люди более моральны, чем они думают и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить».
«Мышление представляет собой пробное действие».

«Человек выздоравливает, «давая волю» своей сексуальности».
«Человек, бывший любимцем своей матери, через всю жизнь проносит чувство победителя».

«Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца».
«Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти».
«Тот, чьи губы хранят молчание, выбалтывает кончиками пальчиков».

«Человеческая культура зиждется на двух началах: на овладении силами природы и на ограничении наших влечений».
«Человек рождается не в полной мере, так как часть своей жизни он проводит как бы в теле матери, погрузившись в ночной сон».
В наших сновидениях мы всегда одной ногой в детстве.
«Бессознательное не знает слова «нет»
, оно может только желать».
«Наше странное время, когда прогресс идет в ногу с варварством».
«Все коллекционеры – своего рода Дон Жуаны».
«Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье».
В ходе развития культуры из сексуального было извлечено столько божественного и святого, что оскудевший остаток стал презираться.
Психическое развитие индивида в сокращенном виде повторяет ход развития человечества
.

В бессознательном каждый убежден в своем бессмертии.
В сексуальности соединяются наиболее возвышенное и самое низменное.
Вместе с полным прорывом сексуального влечения приходит конец влиянию воспитания
.

Нет ни одного человека, способного отказаться от наслаждения.
Сама по себе любовь – как страдание, лишение – снижает чувство собственной значимости, но взаимная любовь снова его повышает.

Чтобы не заболеть нам необходимо начать любить