Эрих Фромм

(1900-1980)

неофрейдизм (фрейдо-марксизм),

Франкфуртская школа

 

«Бегство от свободы», «Быть или иметь», «Искусство любви»:

 

1. свобода— главная ценность,

ступени движения к ней:

1) стремление освободиться от жёсткой природной зависимости.

2) от давления деспотического государства,

3) устремлённость к экономической свободе,

4) к освобождению «от Бога»,

5) к освобождению от прошлого.

 

2. свобода «от» и свобода «для»

все пять пройденных ступеней к свободе – стремление к «свободе от», приведшее к потере из виду «свободы для»; «свобода от» предстала как самоцель, а не как условие к обретению «свободы для»; путь закрыл собой цель; результате возникло ощущение тупиковости, «конца истории»: если свобода («от»)– это высшая и конечная цель и если эта цель достигнута, то более стремится не к чему…

 

3. важнейшее противоречие «свобода-безопасность»:

чем больше свободы, тем меньше чувство безопасности (отделившись от природы, Бога, прошлого, человек потерял защиту с их стороны, оказавшись один на один с миром, всеми его проблемами.

 

4. способы разрешения противоречия«свобода-безопасность»

негативные: волюнтаризм (обретение своей свободы за счёт лишения свободы других), деструкция (самоутверждение за счёт агрессии по

 

 

 

 

 

отношению к другому), конформизм (принятие мнения большинства, за счёт потери своей индивидуальности);

позитивные: «возвращение к корням» (Богу, природе, прошлому), любовь и творчество (невозможные без свободы и раскрытия индивидуальности).

 

5. противоречие «свобода-ответственность»

человек – такое хитрое существо, что он к свободе стремится, а от ответственности (неотделимой от свободы) бежит

 

6. разрешение противоречия через «бегство от свободы»

современный человек готов распроститься с частью своей свободы, лишь бы снять с себя груз ответственности; начинается «обратное движение» к Богу, природе, прошлому, сильному государству…

 

7. современный человек – «личность рыночного типа», живущий по принципу не «быть», а «иметь» (владеть, обладать, всё мерящий деньгами, оценивающий успешность жизни счётом в банке и карьерой).

Прагматизм

(«прагма» – дело, действие)

(США – кон. 19-нач. 20 века)

сугубо американская форма позитивизма, в которой наиболее ярко выражается своеобразие американского духа

Ч. Пирс («Начала прагматизма»), У. Джеймс («Воля к вере»),

Д. Дьюи («Психология и педагогика мышления»)

 

 

 

Чарлз Пирс

(1839 – 1914)

1. Сущность человека – деятельность по адаптации к условиям жизни (мышление — средство приспособления к среде).

2. Философия – практическая наука, цель которой (по Дж. Дьюи) — помочь человеку в потоке опыта двигаться к поставленной цели и достигать её.

3. Мерилом истинности является не соответствие знания объекту, а выгода, полезность этого знания для субъекта, успех (утилитаризм) на практике

 

— ложь может быть полезной, значит – «истинной»; да, она может дать сиюминутный выигрыш, но в долгосрочной перспективе рассыплется из-за несоответствия истине

Предположения становятся истиной, если они в течение длительного времени доказывают свою полезность для конкретной личности.

 

4. Познание – не «зеркало» реальности, а инструмент взаимодействия с ней. Понимание – «извлечение пользы», умение «справляться с объектом», способ держать ситуацию под контролем.

 

Инструментализм – концепция Д. Дьюи, утверждающая, что научные понятия, теории и гипотезы – инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом

 

 

 

 

5. В основе прагматизма – максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях».

6. Поведение человека детерминировано верой (готовностью действовать определённым образом) и привычкой (устойчивой верой). Чтобы изменить общество, надо изменить привычки.

7. Вера в Бога полезна, так как дарит оптимизм и «моральные каникулы».

Материализм в будущем означает неизбежный крах всего, гибель Земли и человечества со всеми созданиями его духа. С этой перспективой не может смириться ни один думающий человек. Напротив, идеализм, принимающий существование вечного духовного начала, родственного человеку, открывает надежду на спасение, на окончательное торжество идеальных и духовных ценностей, столь дорогих человеку.

Ценность религии – в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни, религия способствует утверждению у человека верных представлений о самом себе и окружающих условиях для того, чтобы люди не стали жертвой несовершенства жизни и общества.

8. Основные блага — здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая общественная оценка, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность.

Люди стремятся не к самим благам, а к размеру благ.

 

9. Моральные заповеди (не убий, не укради) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (не справедливы) в каждом конкретном случае.

Цели должны соответствовать средствам, и наоборот, применение неблаговидных средств приведёт к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами).

 

10. Цель воспитания — формирование личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства.

11. Основание конформизма: сказать «да» легче, чем сказать «нет» (принцип экономии мышления — «Бритва Оккама»)