С О З Н А Н И Е

1. Сознание (с лат. – «совокупное знание») (этимологически) всё то, что осмысливается.

Сознание (как оппозиция материи) есть весь мир идеальных образов, в котором пребывает человек (соотносимо с понятием «духовное» в человеке). Сознание (как оппозиция объективного бытия) есть мир субъективных идеальных образов, продуцируемых самим человеком; субъективная переживаемость событий внешне-внутреннего мира. Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. Сознание (как оппозиция бессознательного) выражается в отчёте о субъективно переживаемых событиях. Сознание (обладая способностью «мыслить о мысли») предстаёт и оппозицией самого себя, что обозначается понятиями «саморефлексия» («самоосознание»). Сознание индивида можно рассматривать как оппозицию и проекцию общественного сознания (родового, этнического, группового).

В объективном идеализме, религии Сознание (как объективная реальность) – вечная трансцендентная духовная субстанция, независимая от человека (Мировая Душа, Мировой Разум, Абсолютная Идея, Брахма, Бог, Аллах), а сознание человека – проекция и оппозиция Божественного сознания (искра надмирового Божественного Разума). В субъективном идеализме сознание (как субъективная реальность) – внутренний духовный мир человека (мир его образов, мечтаний, устремлений).

В материализме сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как осознанное бытие, как идеальное в противоположность материальному, и в единстве с ним. При социологическом подходе сознание рассматривается как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм. В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту.

Феноменология в качестве главного признака сознания выделяет не знание, но интенциональность: направленность на определенный предмет, объект. Я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания (являющегося и совокупностью интенций, и их источником). Интенциональный объект сознания не обязательно должен существовать реально: он может быть лишь мнимым. Сознание может быть интенционально нацелено на физические предметы (реальные или мнимые), на идеальные предметы (числа, значения и др.), или же на состояния самого сознания (реальные или мнимые).

Сознание понимается и как самосознание, самоотчет Я в собственных действиях (Дж. Локк, И. Кант, Гуссерль), способность выделять себя (своё Я) из окружающего мира. Дж. Локк – о двух источниках знания: ощущениях, относящихся к внешнему миру, и рефлексии, как наблюдению ума за своей собственной деятельностью (мышление, сопровождающееся мыслью «Я мыслю»). Эта рефлексия, и является сознанием. Способом познания сознания является самовосприятие, самонаблюдение, интроспекция, идентификация (включающая различение субъекта и объекта, Я и не-Я). Сознание невозможно без самосознания, выступающего как специфическая реальность, как особый «внутренний мир.

Учебное определение сознания («свойственная человеку способность отражения, идеального воспроизведения, продуцирования и преображения действительности, субъективный образ объективного мира») антропоморфно (ведь с точки зрения религиозных, объективно-идеалистических представлений сознание имеет и сверхчеловеческий характер) и недостаточной отдифференцированно от процесса познания.

 

2.Познание— способ существования сознания

 

способ (чувственного и рационального) продуцирования и осмысления идеальных образов (вымышленных, фантастических, или отражающих те или иные процессы внешнего и внутреннего мира), выявления их отношений и субординаций.

 

3. Важнейшиепризнаки сознания:

1)идеальностьне/сверх/материальностьпродуцируемых мыслей и образов, не обладающих ни свойствами отражаемых предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли;

2) интенциональность (от лат.intentio – тенденция, стремление) направленность на какой-либо предмет, сознание есть всегда «сознание о…» внешнем и внутреннем бытие (самосознание);

3)инструментальность — оперирование познавательными средствами (образами, понятиями, знаками, символами, метафорами, методами);

4) активность — избирательность и целенаправленность, выделение главного, продуцирование новых идей;

5)системность — взаимосвязь мыслительных процессов (ощущений, восприятий, представлений, воспоминаний, фантазий, воображения, интуиции, психических переживаний);

6) эпистемичность — выражение в сознании внутреннего мира человека (его сомнений, веры, убеждения, уверенности).