А) Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление.
Ощущение — отражение отдельных свойств, сторон предметов. Восприятие – это целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Представление– образ ранее воспринятого предмета (в данный момент непосредственно не воспринимаемый), а также образ созданный продуктивным воображением.
Б) Рациональное познание (мышление) – целенаправленное логическое, обобщающее чувственное познание, творческое отражение реальности, её существенных связей.
Формы мышления: понятия, суждения, и умозаключения. Понятие отражает в обобщенной форме предметы действительности (их признаки, свойства, взаимосвязи). Предельно общие понятия называются категориями (бытие, человек, развитие, свобода).
Суждение выражает оценочное отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и сопряжено обычно с психологическим состоянием сомнения, знания, убежденности или веры.
Умозаключениесвязывает в ряд посылок и следствий мысли различного содержания.
9. Методология – учение о методах, то есть о способах и средствах познания
Из философских методов наиболее древними являются диалектический и метафизический.
Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях.
В противоположность диалектическому, метафизический метод исходит из возможности «вырвать» явление их непрерывной живой процессуальности и взаимосвязанности («остановить мгновение»), чтобы пристальнее всмотреться в него .
Основных группы общенауных методов:
1) Эмпирические методы познания (чувственно-рациональные):
наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
измерение – определение количественных параметров предмета, их отношения к эталону;
сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
2) Методы, используемые и в эмпирическом и в теоретическом исследовании:
анализ – реальное или мысленное разделение предмета на составные части, переход от простого представления о предмете к сложному;
синтез– соединение различных предметов или их сторон в единую общность на основании существенного общего признака, (составление родов, видов, классификаций, систематизаций);
индукция — движение познания от единичного, частного (опыта, фактов) к общему, обобщённому представлению;
дедукция – движение познания от общего к частному, единичному.
3) Теоретические методы познания (рациональные):
классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков;
абстрагирование —отвлечение от второстепенных свойств для концентрации внимания на главном, углубление познания предмета за счёт упрощения представления о нём;
формализация – отображение знания в знаковом, символическом виде (числах, образах, метафорах);
аналогия — перенесение свойств одного явления на другое на основании существенного сходства между ними.
моделирование— создание искусственного аналога (копии) действительности, исследование его, перенесение полученных результатов на оригинал;
идеализация — конструирование объекта, не существующего в действительности, чтобы её оценить и задать направление для совершенствования;
аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения выводятся логическим путем, посредством доказательства;
системный подход — рассмотрение объектов как систем: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
Абсолютизация одного метода как единственно верного называетсядогматикой. Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называетсяэклектикой.