1. Глядя на море хаоса, в которое превратился Китай, Конфуций увидел в нём лишь один островок стабильности. Всё рассыпалось, осталась лишь семья. Вывод: семья – самая прочная форма отношений между людьми. Государство, чтобы быть прочным, должно стать похожим на семью. Император («сын Неба») должен быть отцом для своего народа. Подданные должны себя чувствовать детьми императора. И тогда воцарится мир и порядок.
2. Причина хаоса – люди забыли своё истинное имя (= «имя своей души», то есть, своё предназначение). Надо исправить «ложное имя» на «истинное», начать исполнять свой долг, и тогда всё встанет на свои места, хаос исчезнет. «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, а сын сыном»
3. Ориентиром для устремлений должен быть образ «благородного человека» (обладающего не знатным происхождением или богатством, а благородной душой).
Основные качества «благородного мужа»
Жэнь (гуманность) | Руководствоваться сочувствием и любовью к людям «Чего не желаешь себе, того не делай людям», « кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла» |
Сяо (сыновья почтительность) | «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям»; государство - «большая семья», где император — «отец», а чиновники — «старшие братья» |
Ли (этикет) | Верность обычаям, соблюдение обрядов, устоев |
И (долг, справедливость) | Смысл жизни – выполнение долга, даже когда это противоречит собственным интересам (против эгоизма); основой долга является жэнь «Благородный человек ищет справедливости, а низкий – выгоды» |
Мин (знание судьбы, или Воли Небес) Синь Чжи | В мире действуют силы, над которыми мы не властны; поэтому лучше всего поступать, как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача Искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность, предупреждает лицемерие Здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе (против глупости и упрямство) |
«Благородный муж» и «низкий человек»
Благородный муж | Низкий человек |
Следует долгу и закону | Думает лишь о своей выгоде |
Требователен к себе | Требователен к другим |
О нем нельзя судить по мелочам | О нем можно судить по мелочам |
Можно доверить великие дела | Нельзя доверить великие дела |
Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними | Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними |
Ему легко услужить, но трудно доставить радость, так как он радуется лишь должному | Ему трудно услужить, но легко доставить дешевую радость |
Готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства | Кончает жизнь самоубийством в канаве |
Боится: велений Неба великих людей слов мудрецов | Не знает велений Неба и не боится его. Презирает великих людей. Не обращает внимания на слова мудрых |
4. Три ступени воспитания:
1) поэзия (воспитание благородства души), 2) этикет (воспитание благородства манер), 3) музыка (умение слушать Небо (Дао), разговаривать с Ним).