Гуманность

Первые греческие философы — досократиаки

Первая философская школа – Милетская

(6 в. до н.э.)

(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)

 

выступали с материалистических позиций;

занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

Анаксимандр

 

пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

Главная проблема – поиск архэ (первоначала мира) и субстанции (первоосновы мира)

«Первый философ» – Фалес (7-6 века до н.э.) – первоначало:вода

Анаксимен – первоначало:воздух

Анаксимандр – первоначало:«апейрон»(неопределённое беспредельное первовещество, из которого рождаются все противоположности)

Элейская школа (элеаты)

(VI-V вв. до н.э.)

 

1) изучали проблемы познания, чётко разделяя чувственное познание, которое неподлинно, и высшее рациональное (разумное), являющееся истинным;

2) были сторонниками монизма: выводили все множество явлений из единого первоначала (по Пармениду бытие есть, а небытия, появления и уничтожения, а так же пространства (пустоты) и времени (смены прошлого настоящим) нет. Кроме того, бытие не только неподвижно, но и едино, целостно, совершенно и законченно;

 

 

 

 

Парменид Зенон Элейский

3) элейцы открыли мир человеческой мысли, качественно отличающийся от мира природы. На смену интуиции пришло непротиворечивое дискурсивное мышление (дискурс – мысль, основанная на предыдущем суждении);

4)«Апории» Зенона (логические затруднения, неразрешимые противоречия, возникающие, если допустить множественность вещей и движение) «Стрела» (летящая стрела покоится, ибо в любой бесконечно малый миг занимает место равное себе, то есть не движется); «Ахиллес и черепаха» (Ахиллес не догонит черепаху. Пока он добежит до черепахи, та продвинется немного вперед. Он быстро преодолеет и это расстояние, но черепаха уйдет еще чуточку вперед. И так до бесконечности. Всякий раз, когда Ахиллес будет достигать места, где была перед этим черепаха, она будет оказываться хотя бы немного, но впереди);

5) считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

 

Парменид: бытие – неподвижно

Гераклит: бытие – непрерывно меняется

Гераклит Эфесский («Тёмный»)

(6-5 вв. до н.э.)

основатель диалектики

«Всё течёт, всё меняется»

«В одну и ту же реку нельзя войти дважды»

 

Личность. Принадлежал к знатному роду, но добровольно отказался от привилегий. Не имел ни учителей, ни учеников. Вёл уединённый образ жизни, удалившись в горы, «кормясь быльём и травами». Писал книги как можно «темнее», чтобы доступ к ним имели лишь способные (Сократ: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком»). В конце жизни выколол себе глаза, чтобы не видеть мир.

«О природе»:

1)Мир — «вечно живой огонь», «молния управляет всеми вещами». Всёпроизошлоиз огня и пребывает в состоянии постоянного изменения (огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю). Периодически в мировом пожаре космос уничтожается, чтобы возродиться снова. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

3) Души состоят из огня; они из него возникают и в него возвращаются, огонь души соотносим с огнем мира.Душа — бесконечна(«можно идти-идти, до края души не дойдёшь»)

2)Диалектика:Всё есть поток (Теория потока). Всё непрерывно меняется, всилу внутренней раздвоенности на противоположные стороны (огонь-влага), и их взаимодействием. Все в жизни возникает из противоположностей и познается через них (об одном и том же можно сказать два верных противоположных мнения).Постоянство — не какой-либо первоэлемент, но сам всеобщий процесс изменений.

3) Бог соединяет все противоположности, формируя Единство. «Из Единого (Логоса) все происходит и из всего — Единое»