Софисты

(«учителя мудрости»)

(V – IV в.в. до н.э.)

(Протагор, Горгий, Гиппий)

 

1) нет ничего раз и навсегда данного; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

2) критическое отношение к окружающей действительности;

3) восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики; что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности, но завтра оно может стать плохим, все относительно;

4) отрицание объективного бытия; в качестве критерия оценки мира, хорошего и плохого выдвинули субъективное мнение человека, действительность существует только в мыслях; окружающее зависит от чувственного восприятия («то, что здоровому покажется сладким, больному покажется горьким»); объективное познание недостижимо, существует только мир мнений;

6) оперирование софизмамилогически непротиворечивыми, но ложными, суждениями («То, что ты не потерял, ты имеешь. Рога ты не потерял, значит, ты рогат» (первая посылка ложна, потерять можно лишь то, что имел до начала спора); «У индейцев в головных уборах – перья. У дамы в шляпе перья, значит дама – индеец»; «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное». «Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»).