( сомнение как принцип мышления, особенно, в надёжности истины)
(4 в. до н.э.)
(Пиррон, Секст Эмпирик)
1) никогда не может быть рационального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому;
2) невозможность рационального обоснования нравственных норм; нравственное одновременно и не нравственно, т.к. в одном месте оно признается таким, а в другом нет;
3) несомненно лишь существование явлений, только они и обладают достоверностью, однако невозможно вывести причин этих явлений;
4) единственный критерий истины – видимость («все лишь кажется»), ощущаемое (видимое) и мыслимое противостоят друг другу; любая мысль (или ощущение) — не более чем просто видимость, она такова «не в себе», а лишь в отношении к чему-то другому;
5) различное устройство органов чувств; зависимость восприятия от переживаемого человеком состояния (из различных положений, расстояний и мест, предмет кажется иным);
6) сколько философов — столько философий, значит, истинной философии нет и быть не может;
Пиррон
7) что приводится для обоснования какого-либо утверждения, само, в свою очередь, всегда нуждается в обосновании и так до бесконечности;
8) невозможно принять какой-либо принцип без доказательств, т.е. в качестве аксиомы.