Философия

1.Высший вечный совершенный «реальный мир» – «мир идей» (эйдосов), чистых бестелесных истин, полных божественного смысла. Идеи — основа всего мира; целевые причины, заряженные энергией устремления; божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — идея абсолютного Блага (мировой Разум, Божество).

2. Земной мир – «кажущийся мир» («мир вещей») – лишь копия высшего мира, он временен и изменчив, непостоянен, и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; любая вещь является всего лишь материаль­ным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, люди рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи человека, которая вечна и неиз­менна); все вещи со временем прекращают свое существование;

3. «Небытие» – материальный мир, состоящий из частиц стихий, находящихся в состоянии хаоса.

4. Миф о пещере. Мир, в котором мы живем, предстаёт пещерой с выходом наверху, а все люди – узники, крепко скованные цепями и сидящие в этой пещере. Узники смотрят на стену, на которой отблески света, падающего сверху, образую тени. Глядя на тени, люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как на источник света и вовсе смотреть невозможно.

5. Человек — дуалистичен: душа его бессмертна, а тело тленно. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм — тело тянет человека в животный мир, а душа — в божественный. До рождения душа человека пребывает в царстве идеи— чистой мысли и красоты. Затем она попадает (на 5-ом месяце беременности) на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Сущность человека – в бессмертной душе, его задача – возвыситься над беспорядком, освободить душу от всего телесного и всеми силами стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым.

6. Модель души.Платон считал, что душа человека тройственна. Первая её часть – это разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души (разум -«пастух»)— основа добродетели, мудрости; вторая (ярость - «пёс») – пылкая, аффектно-волевая часть души — основа мужества; третья (вожделение - «стадо») – чувственная, движимая страстями и вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом.

7. Душа имеет память. Ещё до рождения основные вопросы своей жизни душа решает в мире идей, а, появившись на свет, она уже знает всё, что нужно знать, и чтобы человека чему-то научить, надо лишь помочь ему это вспомнить. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.

8. «Платоническая любовь» — воспоминание родственной души, знакомой ещё до рождения на земле, и влечение к ней.