ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Антропология — учение о человеке.

Философская антропология отвечает на вопрос о сущности человека, его происхождении, будущем, смысле жизни. Центральный вопрос философии, по И. Канту: «Что есть человек?»

 

1. Что есть человек?

Человек есть то, что от него нельзя отделить.

Человек есть животное (ничего обидного, это просто значит — живое существо), то есть, биологическое существо. Сходство с животными — и внешнее (с гоминидами), и внутреннее (геном человека на 96-98% - такой же, как у мыши и свиньи). Биологически — мы, почти, не отличаемся от них (но, всё-таки отличия есть: «гоминидная триада», дифференциация мозга на два полушария и т.п.). Значит, наше главное своеобразие — не здесь, а в сверхбиологическом (то есть, социальном, духовном).

 

А)Человек есть особое животное, сверхживотное животное, социально-биологическое существо.

А вот как понимать социальное в человеке, большой вопрос. Четыре самые важные трактовки: человек — существо разумное (Р. Декарт: «мыслю, следовательно существую»), общественное (Аристотель: «человек — общественное животное»), нравственное (В. Соловьёв: «стыжусь, следовательно существую»), преобразующее мир (Н. Бердяев: «творю, следовательно существую»). Сущность человека, как минимум — четырёхпорядковая.

 

Б) Человек — единство души (сверхматериального) и тела (материального). Душа — нематериальная вгнутренняя жизнь человека, совокупность чувств, его нравственное чувствилище. По Аристотелю, душа — это «скульптор», а тело — «материал». Именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком (Сократ: «человек есть душа»).

Человек, по Канту, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой - нравственной свободе и абсолютным ценностям (нравственно-природный дуализм). Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности - он свободен. Хотя зло изначально преобладает, но задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое овладевает людьми. Поэтому нормальный человек "никогда не свободен от вины", которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть – не может быть моральным.