Иоанн Скот Эриугена св. Ансельм Кентерберийский

Иоанн Скот Эриугена, «первый отец схоластики»

(тосковавший по эллинской духовности, любящий одинокую, самоцельную игру ума, идеи его осуждены церковью, умер, заколотый писчими перьями своих учеников)

1) примат разума перед авторитетом религиозного предания. Дистанции между идеалистическим умозрением и христианским откровением, между философией и верой не существует

2) пантеизм: объединяет бога и мир в едином понятии «сущего», или «природы»

3) сущее проходит 4 самодвижения: 1) «природа творящая и не сотворённая», т. е. бог как предвечная первопричина всех вещей; 2) «природа сотворённая и творящая», т. е. платоновский мир идей, локализованный в интеллекте бога; 3) «природа сотворённая и не творящая», т. е. мир единичных вещей; 4) «природа не сотворённая и не творящая», т. е. снова бог, но уже как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса

4) Бог – не личность, а присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: «Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое „что”»

5) последовательный идеалистический монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога

6) отрицает сущностную реальность зла — оно существует только как «ничто», как своё самоотрицание

7) сторонник реализма

«Красота есть единство в разнообразии»