Иоанн Росцеллин

«отец номинализма»

1) универсалии – просто слова, или сотрясения воздуха, реально существуют только единичные вещи, нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общим понятиям.

2) чувственные впечатления – исходный пункт постижения внешнего мира если три Лица Троицы суть одна реальность, то Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном

3) но, если три Лица являются тремя отдельными реальностями, то в таком случае мы приходим к трехбожию (тритеизму). Росцелин был обвинен в тритеизме, но отверг обвинение и не был осужден.

св. Ансельм Кентерберийский – епископ, представитель реализма «ВЕРУЮ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ»

1) вера – основа рационального знания

2) бытие Бога выводимо из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога)

3) все стремится к Благу — Бог и есть Абсолютное Благо

4) все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог

5) бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог

6) Бог – совершенство, превосходит по величине все мыслимое. Значит, Он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что Он есть — Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе)

 

 

Пьер Абеляр св. Бонавентура св. Альберт Великий

Пьер Абеляр (широкую известность получила его тайная любовь к Элоизе, приведшая к рождению сына и оскоплению отца, постригшегося в монахи,учение его неоднократно осуждалось церковью) «История моих бедствий» «ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ»

1) Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.

2)Единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. Даже апостолы и отцы Церкви могли заблуждаться.

3) Особая позиция в споре реализма с номинализмом: одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме, но только индивидуально, конечно. Пытается примирить конечное и бесконечное.

4) Основной принцип этической концепции – утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки, как добродетельные, так и греховные. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений (язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями; не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами).

2) Средняя (зрелая) схоластика – XIII в.в. – представленную Бонавентурой (1221 – 1274), Альбертом Великим (1193-1280); Фомой Аквинским (1225-27-1274); Роджером Бэконом (1214-1294); Иоанном Дунсом Скоттом (1266-70-1308). Здесь наука и философия отделяются от религии; особый интерес у философов вызывает учение Аристотеля.

 

Св. Бонавентура («Счастливый Жребий»):

1) Мир – книга, которую нужно прочесть и понять, что это – микрокосм, участвующий в бытии, а бытие – Бог. Бог – сеятель, разбрасывающий семена; в Боге есть причинный разум, от которого исходят все законы мирозхдания.

2) Идеал духовной жизни – путь медитативного восхождения к горнему, проходящий через испытание совести, размышление о страданиях и смерти Христа, приводящий к соединению с Богом через любовь и осознание божественной красоты в созерцании Троицы.

3) Человек, идущий к Богу, движется и к совершенной мудрости и на этом пути проходит три ступени: 1) воспринимаемый чувствами мир, то есть природа, являющаяся следом Бога; 2) душа человека, сотворенная по образу Бога; 3) возвышение над всем телесным и душевным, духовное созерцание, мистическая радость познания Бога и служения Ему.

4) Наличие необходимых истин в человеческой мысли следствие прямого и непосредственного воздействия божественного света (предвечных начал) на наш разум («Достоверное познание имеет место лишь при неизменности со стороны познаваемого и непогрешимости со стороны познающего». Свет этот, будучи неизменным и интеллигибельным, озаряет человеческий разум в познании предметов. Свет этот невидимый, ибо он – Сам Бог, созерцание которого нам недоступно из нашего тварного мира; он воздействует на человеческий разум непосредственным касанием, благодаря этому мы видим не только то, что есть, но и что должно быть.

Св. Альберт Великий (за энциклопедические знания прозван

«Doctor Universalis» - «всеобъемлющий доктор»),схоласт, доминиканец, наставник Ф. Аквинского

1. Наивысшее бытие есть Бог: в Нем, в отличие от всех сотворенных вещей, сущность и существование совпадают, отсюда Его единство и простота, неизменность и вечность. В божественной сущности нет никаких чуждых примесей, она есть то, что есть, то есть божественное бытие есть истина. Поскольку Бог не испытывает лишенности и не может утратить ничего, Он есть благо. Будучи высшим бытием, истиной и благом, Он является причиной всего сущего, благого и истинного.

2. Душа есть нематериальная субстанция, соединенная с телом. Как первичный акт она дает телу бытие, как вторичный – осуществляет его движения, поэтому верно и платоновское определение души как нематериальной субстанции, движущей тело, и аристотелевское – как формы тела. Душа – совершенство тела.

3. Отличия философии от теологии: 1) философия основывается на разуме, теология – на откровении, являясь вдохновением Святого Духа, 2) источником философского познания являются сущности сотворённых вещей, вера познаёт первичные истины, предстающие основой и целью истин философских, 3) цель теологии – указать человеку путь к вечному спасению и счастью, цель философии – теоретическое познание. Философский и теологический познания имеют свой общий источник в Боге, из чего следует, что оба этих вида истины не могут друг другу противоречить, но должны быть в согласии. 4. Доказательства бытия Бога: 1) мир как целое должен иметь свою причину, эта причина не может быть заключена в мире, мир не может сам сотворить себя, значит должна существовать общая действующая первопричина. Это и есть Бог; 2) рассматривая изменчивое и непостоянное, мы должны дойти до Первого неизменного, как неизменное, оно должно быть нематериальным. Это и есть Бог; 3) Перводвигатель не может находиться в движении, а следовательно является чистым актом; 4) есть нечто, в котором сущность тождественна существованию, т.е. они является чем-то единым и полностью тождественны. Это – Бог. 5. Поиск компромисса в позициях реалистов и номиналистов.   Роджер Бекон Иоанн Дуннс Скотт

Роджер Бекон:

1) есть три источника познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт, только посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений, и потому «экспериментальная наука — владычица умозрительных наук»;

2) есть два типа опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Он касается только материальных предметов.

3) только математика, чьи истины являются врожденными и обладают самоочевидной достоверностью, есть «врата и ключ» (porta et clavis) всех прочих наук. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук («Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире»).

4) Ни одна частная наука не имеет самостоятельной ценности, она подобна “вырванному глазу”, если не устремлена в союзе с другими к “пользе”—высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания («совокупную мудрость»), так же, как архитектор придает смысл частным “операциям” строителей

4) но существует ещё духовный опыт, который возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, через внутреннее озарение в акте божественной иллюминации сверхъестественных объектов: истин веры и самого Бога. Высшей формой знания является теология.

Царственная экспериментальная наука остается, однако, все еще спекулятивной в сравнении с подлинно высшей и единственно практической моральной философией. На первом месте среди благодеяний этой “госпожи всех частей философии” стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем “никто не остался праздным”, а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам “ради всеобщего блага”. Возрождение нравственности тем более необходимо, что знание проникает только в чистую душу. Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. Глубины знания откроются только христианам, и Бэкон уверен во всемирном распространении католичества путем покорения, уничтожения или обращения иноверцев. Судя по “дошедшей до крайности” порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского “государства верных” под водительством папы.

 

 

3) Поздняя схоластика XIV-XV в.в. –Ульям Оккам (1300-1349) – прозвище «непобедимый доктор» - разграничивающий философскую и теологическую истинность; Жак Буридан (1300-1358) сторонник казуального (телеологического) доказательства бытия Бога; Майстер Экхарт (1260-1327) и др.

 

В период схоластики — спор и природе универсалий («общих понятий»): каковасоотносимость единичных вещей и общих понятий,отражающих их сущность. Существовало два подхода: реализми номинализм.

Реализм(поддерживали Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) в своих крайнихформах восходил к учению Платона, которой утверждал, что идеи, т. е. общее, существует до и вне вещей – в Божественном разуме. Умеренный реализмопирался на теориюАристотеляоб общих родах, по которой общее реально существует, но обязательно в вещах, а не вне их (т.е. абсурдно утверждать, что реально есть человечность внеконкретного человека).

Номиналисты(Росцелин, Дунс Скотт, Оккам полагали, что общее есть лишь послевещей), умеренное направление считало, что универсалии не самостоятельные вещи, а мысли, понятия, слова, имена, создаваемые нашим умом путем абстрагирования; т. е. это продукт ума, имеющий основания в самих вещах. Крайний номинализм утверждал, что это условные понятия, голоса, иллюзии, которых вовсе нет. Такая постановка вопроса, создала новую проблему – каков путь познания универсалий?Если они лишь понятия, следует использовать разум; если они существуют на самом деле – то опыт и ощущения. Т.е. обозначался спор между рационализмом и сенсуализмом.