Мишель Монтень

(1533-1592)

Франция

скептицизм

 

«Опыты»:

1. Человек – не центр вселенной, не венец творения, не любимец Бога, он – природное существо, его величие – в осознании себя не господином, а частью природы.

2. Человек свободен тогда, когда следует законам природы.

3. Эгоизм – главная причина человеческих действий.

4. Пёстрое многообразие философских взглядов – свидетельство не богатства мысли, а интеллектуального бессилия, обусловленного природой человека.

5. Истинная философия учит достойно жить, а значит и умирать.

6. В центре философии должна стоять наука о добре и зле – мораль, основная черта морали – стремление к счастью, добродетель – это существование в гармонии с миром

7. Надо стремиться к любви, счастью, покою души и комфорту тела, здесь и сейчас (так как бессмертие души – проблематично).

8. Нравственный долг и добродетель ценны настолько, насколько они не противоречат счастью; всякое насилие над своей природой во имя долга – бесплодно. «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Самые важные обязанности человека – по отношению к самому себе.

9. Каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счете проявляют справедливость и к самому себе.

 

«В человеке есть искра разума (искра Божия), но это – не костёр».

«Что я знаю? Знание – всегда процесс, а не догма. Там, где есть догмы, нет науки, но возможно откровение и вера. Сомнение должно пронизывать человека».

«Если хочешь излечиться от невежества, надо в нём признаться. В начале всякой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом – незнание».

«Души императоров и сапожников скроены на один и тот же манер».

«Ничто в природе не бесполезно, даже сама бесполезность».

«Самая великая вещь на свете – умение принадлежать себе».

«Предвкушение смерти есть предвкушение свободы. Кто научился умирать, тот разучился рабски служить».

«Нет стремления более мужественного, чем стремление к знанию».

«Лучшее наше творение – жить согласно разуму».

 


Джордано Бруно

(1548-1600)

Италия

гуманизм, пантеизм

Родился в семье солдата, мелкого дворянина. Учился в Неапольском университете. По окончанию монастырской школы доминиканского ордена, получил сан священника и степень доктора философии. Читал лекции в университетах, участвовал в научных спорах. Обвинён инквизицией в ереси, свободомыслии, признан «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Лишён священнического сана, отлучён от церкви, и приговорён к «самому милосердному наказанию без пролития крови», сожжению живым. «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», «Сжечь — не значит опровергнуть!». Старушке, бросившей в костёр вязанку хвороста, сказал: «О, святая простота». Последние слова: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».

 

«О бесконечности, вселенной и мирах», «О причине, начале и едином»:

1. Развитие идей неоплатонизма: о едином начале и мировой душе как движущем принципе вселенной.

2. Цель философии – познание не Бога (так как его положительное определение невозможно), а природы, являющейся «богом в вещах».

3. Развитие гелиоцентрическую теории Коперника, идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной.

4. Основная единица бытия – монада, в деятельности которой сливаются материальное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад» или Бог; как целое она проявляется во всём единичном – «всё во всём».

 

«Дух находится во всех вещах и нет ни малейшего тельца, которое не заключало бы в себе возможности стать одушевлённым. Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится не вне и не над, а везде и повсюду».

«Природа есть сам Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах. Ни одна вещь не может быть обособлена от божественного присутствия».

«Вселенная есть целиком центр. Центр вселенной повсюду и во всём».

«Существуют бесконечные земли, бесконечные солнца и бесконечный эфир. Другие миры так же обитаемы, как и этот».

«Ни одна вещь не является всем тем, чем может быть».

 

 


Томас Мор

(1478-1535)

Англия

причислен к лику святых

гуманизм, утопический социализм

Дипломат, лорд-канцлер, историк. Выступил против Реформации, спорил с Лютером относительно роли Церкви и папства. Отправлен в отставку, заключен в тюрьму Англии, казнён королём Генрихом YIII.

«Утопия» (с греч. – «место, которого нет»):

1. Рисует идеальное государство, где нет частной собственности (так как она – разобщает людей); нет социального неравенства (все одинаково трудятся по 6 часов в день, посвящая остальное время семье, учёбе, развлечениям); разрешаются любые религиозные культы, но запрещён атеизм (так как он ведёт к безнравственности).

2. Цель Утопии – свободное развитие граждан, их интеллектуальных и артистических способностей. Рабы – преступники, поставленные обществом на тяжёлые работы – необходимы как отрицательный пример для подрастающего поколения. Другая цель Утопии – счастье, заключающееся в радости творчества, познании, удовольствиях здорового тела. Пьянство, разврат, леность отвергаются как пороки.

 

«Нет добродетели, более присущей человеку, и ему особенно свойственной, чем служение на благо и утешение другого».

«Счастье заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и добропорядочном. Ибо к нему, как к высшему благу, влечет нашу природу сама добродетель».

«Здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создаёт теплоту».

«Похищать чужое удовольствие, домогаясь своего, несправедливо».

«Если хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто Вы его имеете».
«Мы все едем на казнь в одной и той же телеге: как я могу кого-либо ненавидеть или кому-то желать зла?»

«Нисколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо ничто из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью. Бог запретил убивать кого бы то ни было».
«Гордыня и жажда суетной славы и власти — вот та ядовитая змея, которая, раз проникнув в сердца, внедряется в них до тех пор, пока разобщением и рознью не сокрушит всего, что есть: ибо каждый стремится быть сначала вторым после первого, потом равным первому и, наконец, главным и выше первого».

 

 

 

Томмазо Кампанелла

(1568-1639)

Италия

гуманизм, утопический социализм

 

Сын сапожника, монах-доминиканец. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. Возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества. От смертной казни его спасает «обилие грехов». Ибо он — не только преступник, но и еретик, а это уже компетенция не испанских властей, а церковного трибунала. Кампанелле сохраняют жизнь и обрекают на длительные мучения. Подвергнутый пыткам он был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению. 27 лет провёл в тюрьме (написав там ряд своих произведений), оправдан, освобождён, сохранил ясность ума.

 

«Город Солнца», «Философия, доказанная ощущениями»:

 

1. О необходимости опытного познания

2. О двойном откровении (природы и «Священного писания»).

3. Вселенная – не бесконечна, однако существует множество миров.

4. «Город Солнца» – идеальная коммунистическая община, где упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд обязателен для всех, рабочий день сокращён до 4 часов, огромное внимание – развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство общиной находится в руках учёно-жреческой касты.

5. Осуществить духовное единство человечества должны европейские государи и римский папа.

«Критерием истины является опыт».

«Истинно лишь то, что соответствует разуму и природе».

«Не существует ни ада, ни рая, ни дьяволов, так как их никогда и никому не приходилось видеть».

«Не подобны ли священнослужители пользующимся особым почетом жонглерам, призывающим нас взирать на небо, опустошая тем временем наши карманы?..»