Томас Гоббс

(1588-1679 гг.)

материализм, эмпиризм,

теория общественного договора

 

 

«Левиафан», «О теле»:

1. Главная цель философии – познание причин и действий через сложение и вычитание (достоверным делает знание математика). Философия — такое рациональное познание, которое может привести к рациональным действиям.

2. Процесс познания: объект действует человеку на органы чувств, возникает разнообразие представлений. Нет ни одного понятия в уме человека, которое не имело бы своим источником чувства.

3. Все цвета и звуки – не свойства самих объектов, а впечатления, обусловленные строением органов чувств и вызванные воздействием объектов на человека. Объект есть одно – а воображаемый образ – нечто другое. Объективные знаки (сами вещи) отличаются от субъективных знаков (имён). Имена – произвольные знаки, являющиеся особыми метками и служащие для обозначения того, что люди сохраняют в своей памяти.

4.Изначально люди находятся в естественном состоянии«войны всех против всех»(отсутствующей у «социальных животных»), когда ими руководят страсти, а в обществе нет власти, способной защитить жизнь отдельного человека. . Причины войны – в природе человека: соперничество (в том числе во власти, рождающее зависть и ненависть), самоуслаждение (связанное с возвышением над другими), стремление к выгоде (а не справедливости), недоверие, жажда славы.

5. Именем библейского чудовищаЛевиафана называется государство – особый механизм, машина, искусственное тело, созданное человеком для защиты и сохранения своей жизни, через насаждение страха и под угрозой наказания, принуждающей их соблюдать общественные законы. Государство создаётся в результате добровольного «общественного договора».

«Слова – это игральные фишки умных людей и деньги дураков».

«Если бы я прочитал все, что прочитали бы другие, я знал бы не больше, чем знают они».

«Из бесконечного разнообразия образов своей фантазии люди сотворили бесконечное количество видов богов».

«Нужда есть меньший позор, чем глупость».

«Сострадание есть представление нашей собственной беды, вызываемое созерцанием чужой беды».

«Досуг - это отец философии».

«Цель оправдывает средства».

«Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались». «Красота – это обещание счастья». «Я отправляюсь в свое последнее путешествие. Я совершаю огромный прыжок в темноту».