Готфрид Лейбниц

(1646-1716)

Германия

идеализм, плюрализм

В 20 лет закончил Лейпцигский университет, но из-за юного возраста не получил степень доктора (вскоре защити диссертацию). Был библиотекарем, историографом, тайным советником юстиции.

«Монадология»,«Теодицея», «Рассуждение о метафизике», «Новые опыты о человеческом разуме»:

1. Существует мир умопостигаемый (мир истинно сущего, метафизическая реальность), и мир чувственный (только являющийся, феноменальный, физический космос), предстающий как несовершенное выражение истинного мира, как феномен познающего объективный мир человека.

2. Умопостигаемый мир состоит из бесчисленных деятельных психических субстанций, неделимых первоэлементов бытия – монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии, изначально данной Богом.

субстанциальный плюрализм: основаниями существующих явлений служат простые субстанции, монады (с греч. мonados — единица);

3. Все монады просты, не содержат частей, их бесконечно много, они обладают качествами, отличающими одну монаду от другой, абсолютно тождественных монад не существует, отсюда – бесконечное разнообразие мира феноменов.

4. Монады сами развёртывают своё содержание благодаря самосознанию, они - самостоятельны, самодеятельны, приводят все материальные вещи в движение; деятельность их состоит в смене восприятий и развёртывании изначально заложенной в ней индивидуальной программы.

5. Монады создаются Богом одномоментно, каждая из них может быть уничтожена только вся сразу, за один момент, то есть простые субстанции могут получить начало только путём творения и погибнуть только через уничтожение, в то время как то, что сложно, начинается или кончается по частям.

6. Монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия каких-либо внешних причин («не имеют окон и дверей, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти»), кроме Бога; Ни одна монада не может влиять на другие (они как субстанции не зависят друг от друга), однако развитие каждой их них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. Это происходит благодаря способности монад отражать («монада – зеркало Вселенной»), в каждой монаде в потенциале свёрнута целая Вселенная.

7. Все монады способны к изменению состояния, исходя из их внутреннего принципа (стремления); к перцепции или восприятию своей внутренней жизни, некоторые в ходе своего внутреннего развития достигают уровня осознанного восприятия (апперцепции), сопровождающегося памятью (к ним относятся души людей); души — «живые зеркала Вселенной», разумные души, составляя особое Царство Духа, есть отображение самого Божества; монады образуют восходящую иерархию.

8. Не существует совершенно неодушевлённой природы, монады, основывающие явления «неодушевлённой» природы, находятся в состоянии глубокого сна (атомы, минералы и растения — спящие монады с бессознательными представлениями, обладающие лишь стремлением и восприятием); ) жизнь появляется тогда, когда атомы пробуждаются.

9. Бесконечный прогресс всей совокупности монад представлен в двух аспектах: 1) развитие царства природы, где главенствует механическая необходимость, 2) развитие царства духа, где основным законом является свобода (заключающаяся в познании вечных истин).

10. Пространство и время субъективны — это способы восприятия, свойственные монадам.

«Существует бесконечное множество индивидуальных субстанций».

«Монада есть минимальная, неделимая, неразрушимая единица субстанции».

«Бог – это высшее неделимое бытие, являющееся достаточным основанием для существования всего сущего, творцом и распорядителем всех монад».

«Каждая монада отлична и независима от всех прочих монад, но, тем не менее, связана со всеми ними в гармоничную и универсальную систему».

«Поскольку Бог – благ, Бог как творец и промыслитель действует всегда наилучшим образом».

«Наличный сотворённый порядок – лучший из всех возможных миров».