Джордж Беркли

(1685-1753)

Ирландия

субъективный идеализм

«Быть – значит быть в восприятии или воспринимать»

Родился в семье дворянина. В 19 лет получает степень бакалавра искусств. В 22 года написал свой главный философский труд (такого раннего взросления мировая философия не знала). В 24 года – декан философского факультета. Судя по всему, был человеком увлекающимся. Сделав философскую карьеру, охладел к ней, и увлёкся религией. Получил сан священника и с миссионерской деятельностью отправился в Америку (его именем назван город и университет в штате Калифорния). По возвращении продолжил религиозную службу, получив сан епископа. В конце жизни увлёкся алхимией, пытаясь создать лекарство от неизлечимых болезней. И лишь на этом поприще потерпел поражение.

«Опыт новой теории зрения», «Трактат о началах человеческого знания»:

4. Правомерно говорить только о том, что я непосредственно воспринимаю в данный момент времени. Обо всём остальном я не могу рассуждать с достаточной степенью достоверности.

2. Не существует первичных и вторичных качеств, все качества – вторичные, поскольку бытие их сводится к способности быть воспринятыми.

3. Восприятие человека – «точечное». Для меня существует только то, что я сейчас воспринимаю, только моё восприятие.

4. Восприятия человека – «мигающие», дискретные (прерывистые).

5. Нет бытия материи, существует только духовное бытие, которое делится на «идеи» и «души». «Идеи» – воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. Напротив, «души» – деятельны, активны, могут быть причиной. Все «идеи» существуют только в душе (как мысли, страсти и как различные ощущения). «Идеи» не могут быть копиями или подобиями внешних вещей: «идея» может быть сходна только с «идеей».

7. Воспринимающих субъектов множество. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи бы продолжали существовать как сумма «идей» в уме Бога, который вечен. Именно он «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. Мир сохраняет определённость и постоянство лишь потому, что он весь непрерывно воспринимается Богом.

8. Разрыв между человеком и не воспринимаемой частью мира восполняется верой.

«Ничто не может быть более очевидным, чем существование Бога».

«Не воспринимается ничего, кроме идей. Под идеей я понимаю любую ощущаемую или воображаемую вещь».

«Существуют врождённые идеи, то есть идеи, сотворённые вместе с нами».

«Все познаваемые нами вещи есть, во-первых, мысли, во-вторых, способности воспринимать мысли, в-третьих, способности вызывать мысли».

«Не может быть никакого рассуждения о вещах, о которых у нас нет идей».

«Все вещи не имеют существования вне духа».

 

 

 

 

Дэвид Юм

(1711-1776)

Шотландия

эмпиризм, агностицизм, субъективный идеализм

«Мир – это комплекс моих ощущений»

«Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом познании»:

1.Познание начинается с опыта. Однако возможно и априорное знание (математика).

2.Опыт состоит из восприятий, делящихся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и образы воображения). Все идеи восходят к впечатлениям.

3.После восприятия начинается обработка представлений, разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи.

4. Вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешим. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира нет. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

5. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления (феноменализм).

6. Причинно-следственные связи — результат нашей привычки. Человек — это пучок восприятий.

«Ничто не свободно так, как мысль человека».

«Природа всегда сильнее принципов».

«Люди не в состоянии изменить свою природу».

«Просто думать о какой-нибудь вещи и думать о ней как о существующей — совершенно одно и то же. Идея существования, присоединенная к идее какого-нибудь объекта, ничего к ней не прибавляет. Что бы мы ни представляли, мы представляем это как существующее».

«Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости».

«В жалости всегда есть примесь любви или нежности, а в злорадстве – примесь ненависти или гнева».

«Любовь есть не что иное, как желание счастья другому человеку».

«Сами по себе поступки, если они не проистекают из какого-либо постоянного принципа…не имеют значения для нравственности».

Я ни в коей мере не вступлю в противоречие с разумом, если предпочту, чтобы весь мир был разрушен, тому, чтобы я поцарапал палец.

«Я решаюсь утверждать относительно других людей, что они суть не что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном движении».

«Утверждая, что Бог существует, мы просто образуем идею Божества соответственно своему представлению о Нём».

«Из впечатлений или идей памяти мы образуем своего рода систему, охватывающую все то, что помним как воспринятое либо внутренним восприятием, либо внешними чувствами, и каждую часть этой системы наряду с наличными впечатлениями называем обычно реальностью».