Основныепроблемыинаправления философииНового времени.

 

ФилософияНовоговремениохватываетпериодХУ1-ХУ111 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихсяизфилософии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаютсявсамостоятельныенауки. Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре внимания новой философии – теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, считаютфилософыНовоговремени, невыяснив, прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук философиядолжна изучать именномышление, егозаконыиметоды, с которогоначинаетсяпостроениевсехнаук. Этим вопросомзанимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц.

Дляфилософии данногопериода характеренряд установок: 1. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества.

Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечитьобщественный прогресс (Ф.Бэкон).

2. Полная секуляризация науки. Синтез наукисрелигией, верыс разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т.Гоббс).

3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможнотогда, когдабудетсформулированглавныйметодмышления, метод «чистого разума», способного действовать во всех науках (Р.Декарт).

При поисках нового «суперметода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум).

Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственныйисточникзнания– этоопыт. Опытсвязансощущениями, восприятиями, представлениями. Содержаниевсехзнанийчеловекаили человечества сводятся копыту. «Нетничегов познании, чегоранеене содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпририков-сенсуалистов («сенс»- чувство, ощущение»). Вдушеиразумечеловека нетникаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначальночисты, каквощенаятабличка(tabularasa - чистаядоска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». Посколькуощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижениютеорий. Этоиндуктивныйметоддвиженияума, нарядус экспериментом, он иестьистинныйметод вфилософиии всехнауках. Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что

опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны. ЗатовсамомРазумеестьинтуитивноясныеиотчетливыеидеи. Главное то, что человек, несомненно мыслит. Это основная - интуитивная (доопытная) идея – такова: «Я мыслю, следовательно, существую»

(Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится независимо отопыта, рядидей; этиидеисуществуютне наосновании ощущений, а доощущений. Развиваязаложенныевумеидеи, человек можетполучатьистинноезнаниеомир. Конечно. Сведенияомиремы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент – важные составляющиезнанийомире, ноосновуистинногометоданадоискать в самом уме. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы. Последние даны вне непосредственного опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от общихидейк частнымвыводам, вней нетэксперимента.


2.Рационализмиегопредставители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

 

Р.Декартдуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций- духовнуюиматериальную. Основное свойстводуховной субстанции– мышление, материальной– протяжение. Модусыпервой: чувства, желания, ощущения ит.д. Модусы второй: форма, движение, положениев пространствеит.д. Человексостоитиз двухсубстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существуют обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой.

Однако, этосубстанциис оговорками. Субстанция в философии определяется как то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно, что подлиннойсубстанций являетсятолькобог- вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего. ПоДекартуполучается, что субстанция – этото, чтодлясвоегосуществованиянуждается лишьв существованиибога. Сотворенные субстанциисамодостаточнылишь поотношению друг другу, поотношению к высшей субстанции - богу – онипроизводны, вторичныи зависятот него.

Декарт– рационалист. Онпытаетсянайтиточкуотсчетапознания человека– первоеабсолютнодостоверноеположение, котороеявляется началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению – это собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, чтоосуществляетактсомнения. Сомнение– свойствомысли. Отсюда

известный тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Сам факт сомнения и мысли - самое очевидное и достоверное, чтоимеетсявраспоряжении человека. Поэтомуименно мысль человека, разум составляет отправную точкупознания.

Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный (от общегок частному). Суть егосводится к следующим четырем принципам:

1. Допускать приисследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание («ясное и отчетливое») – аксиомы;

2. Каждуюсложную проблемуразделять на частные задачи;

 

3. Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;