Понятиебытияисубстанции

 

Бытие – понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее– онтология. Чтозначит «быть» ичто «бытийствует» (Бог, идея?)? Чтотакое «небытие» или «ничто»? Откуда бытиепроизошлои куда девается? Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Философские учения по-разному отвечали на эти вопросы. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» – тождественныепонятия.

Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.

 

То, что проявляется, существует, дано в данный момент, то и «бытийствует». Небытие – это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслитьитемболеепредставить– тогдаоноужебудетсуществовать! Чтожесуществует? Бытиевсеобъемлюще, многообразноибесконечно, как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, восновании которойнаходится неживая природа, надней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.

Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.

Бытие вещей и процессов неживой природы – это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радугаит.д.). Этовсяпервая (естественная) ивторая (искусственная – созданнаячеловеком) природа, лишеннаяжизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый из нихпредставленживыминеодухотвореннымителами, т.евсем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера вовсем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).

Второй – это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можновыделить: а) бытиеконкретныхлюдей; б) общественноебытие; с) бытие идеального (духовного).

Понятиесубстанции. В истории философии для обозначения первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (отлат.substantia то, чтолежитвоснове). Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которогосостоятвсевещи. Как правило, делосводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, относительноустойчивогоисуществующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими

основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфирит.д.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета однойкакой-тосубстанциии, опираясьнанее, выстраивают всю остальную картину мира во всем его многообразии его вещей и явлений, получили название монизм (от греч. monos – одни, единственный). Если вкачествепервоосновыберется двесубстанции, тотакаяфилософская позицияназывается дуализмом (отлат. dualis – двойственный). И, наконец, если более двух – плюрализмом (от лат. pluralis – множественный).

Монизм также имеет подвиды: материалистический и идеалистический. Материалистический полагает, что мир един и неделим; он изначальноматериален, иименноматериальностьлежит воснове егоединства. Дух, сознание, идеальноевэтих концепцияхне обладает субстанциальной природой и выводятся из материального какегосвойствоилипроявления. Такиеподходы внаиболееразвитом видемыобнаруживаемупредставителейМилетскойшколы, Гераклита, Спинозы, Маркса и уего последователей. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм (например, у Платна – это вечные идеи, в средневековой философии – Бог, у Гегеля – саморазвивающаяся «абсолютная идея»), так и субъективно-идеалистический (сознание – поБеркли).


 

2.Категория материи. Ее атрибутыиформы. Уровни организацииживойинеживойматерии.

 

Впервыепонятиематерия(hyle), встречаетсяуПлатона. Материя в его понимании некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний; она бесформенна, неопределенна, пассивна. В дальнейшем материя, как правило, отождествлялась сконкретным веществом или атомами. По мере развития науки и философии понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты и становится все более абстрактным. Онопризваноохватитьбесконечноемногообразиевсего реально существующего и несводимого к сознанию.

В диалектико-материалистической философии материя определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующаянезависимоотчеловеческогосознания иотображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской российской литературе. Материя – это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она есть – causa sui, причинасамойсебя (Б.Спиноза). Всеэтисвойства (субстанциальность, неисчерпаемость, неуничтожимость, движение, вечность) неотделимы от материи и потому называются ее атрибутами. Неотделимы от материи так же и ее формыпространствои время.

Материя– этосложнаясистемнаяорганизации. Посовременным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основныхуровня (принципделения– наличиежизни): неорганическая материя (неживая природа) иорганическаяматерия (живаяприрода). Неорганическая природа включает следующие структурные

уровни:

 

1. Элементарные частицы – мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтриноидр.), каждая из которыхимеет своюантичастицу. Внастоящеевремяизвестноболее300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые «виртуальныечастицы», существующие впромежуточныхсостояниях оченькороткоевремя. Характернаяособенность элементарныхчастиц – способность к взаимным превращениям.

2. Атом – мельчайшая частица химического элемента, сохраняющаяегосвойства. Онсостоитизядра иэлектроннойоболочки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.

3. Химический элемент – совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 получены искусственно), из которых состоят все вещества неживой и живой природы.

4. Молекула – наименьшаячастица вещества, обладающаявсеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическимисвязями.

5. Планеты – наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиесяпоэллиптическим орбитам вокругСолнца.

6. Планетныесистемы.

 

7. Звезды – светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу: в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газо-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия).

8. Галактики– гигантскиедосотенмлрд. звезд) звездныесистемы, вчастности, наша Галактика (Млечныйпуть), которая содержитболее 100 млрд. звезд.

9. Система галактик.

 

Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следующие уровни (виды самоорганизации):

1. Доклеточный уровень – дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки. Последние – высокомолекулярные органическиевещества, построенные из 20 аминокислот, составляют (нарядус нуклеиновыми кислотами) основужизнедеятельности всех организмов.

2. Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельностивсехрастений иживотных.

3. Многоклеточные организмырастительногои животногомира – отдельные особиили их совокупность.

4. Популяция – совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.

5. Биоценоз – совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данныйучасток сушиили водоема.

6. Биогеоценоз (экосистема) – однородный участок земной поверхности, единый природный комплекс, образованный живыми организмамиисредой ихобитания.

Поразмерам материяделитсяна триуровня:

 

1. Макромир – совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабом человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время– всекундах, минутах, часах, годах.

2. Микромир – мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемыхмикрообъектов, пространственнаяразмерностькоторых исчисляетсядо10(-8)– до16(-16) см, авремяжизниотбесконечности до10(-24) сек.

3. Мегамир– мирогромныхкосмическихмасштабовискоростей, расстояние в котором измеряетсясветовыми годами (а скорость света 3000000 км/с), а время существования космических объектов – миллионамии миллиардамилет.

Это точка зрения материализма. В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах) материя – это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) – это порождениедуха, «инобытие» идеи.