Сознаниеибессознательное.

 

Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей.

«Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Этосновидения, обмолвки, оговорки, чистоавтоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторыепатологическиеявления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. Бессознательное - это низший уровень человеческой психики. Оно- сложный феномен, «другое» сознание (неосознанное, подсознательное, досознательное). Бессознательное - этотеявления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большоеместов егодуховнойжизни. Фактически вседействиялюдей оказываются соединением сознательногои бессознательного.

Кпроблеме бессознательногообращалисьвисториифилософии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенныеи влиятельныеконцепции бессознательногобыли созданывХХ векеавстрийскимпсихологоми психиатром Зигмундом Фрейдоми швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» неявляется хозяином в собственном доме». Сознаниечеловекавынужденодовольствоватьсяжалкимисведениями отом, чтопроисходитвегодушевнойжизнибессознательно, и то, что вдействительностизачастуюдвижетегопоступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру:

1) Оно – «кипящий котел страстей», безудержныепримитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецелоподчиненопринципуудовольствия; всейегосилой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт.

2) Сознательное Я – посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними.

3) Сверх-Я – этосистемаморальныхнормисоциальныхзапретов дляОно, выполняющая рольвнутреннегоцензора.

Нежелательноевлечение можетбыть:

 

1) вытесненовбессознательноенеразряженным, загнановсамые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; или

2) сублимировано (сублимация – возвышение) т.е. переключено на цели социальнои культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствованиечеловека ит.д.).

Т.о. вся жизнь человека по З.Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо(!).

Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Фрейда К.-Г.Юнг подверг критике пансексуализм своегоучителя, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества толькос позицийлибидо.

Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходилиз того, чтооно:

1) вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненнымиз сознаниявпроцессеисторическогоразвитиячеловека; 2) вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности

сознания;

 

3) действует отнюдь не вовред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития.

Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме индивидуальногобессознательного, существуетболее глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям.

Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Самость, герой, Спаситель, Чудовищеит.п. Архетипынемогутбытьсхваченыразумом, это некие «образы-символы», выражающие общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являющиеся человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.


1.Познаниекакпроцесс. Двауровняпознания: эмпирический ирациональный. Формыпознания.

 

Гносеология – наука о познании (от греч. Gnosis – знание, -учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемостимира, вопросуограницахнашегознания, способахего полученияикритериях достоверности. Познание всамом общемвиде можноопределитькакдеятельностьчеловекапоприобретениюзнаний об окружающем его мир, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека иобщества ит.д.

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъектом познания являетсячеловек, отражающийвсвоемсознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на которыйнаправлена познавательная деятельностьсубъекта.

Познание – это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционновыделяютдвеступени (илиуровня) познания: чувственное ирациональное познание. Обеступенитеснымобразом связанымежду собой и каждая из них имеет свои формы. Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания). Ощущение – это отражение одного свойства предмета с помощьюодногоиз5 органов чувств. Восприятие – целостныйобраз предмета, отражение его свойств всеми органами чувств. Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости. Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так.

Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств иотношений вещей.

Вгносеологии традиционновыделяютсядвауровня мышления – рассудок и разум. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача – привести знания в систему и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Логика рассудка – формальная логика, которая обращает вниманиена формуи структуру «готовогознания», а не на его содержание. На этом уровне мышления сознательно отвлекаютсяотразвития, взаимосвязивещейивыражающихихпонятий, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное.

Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышлениеявляются понятия, сужденияи умозаключения. Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность). Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь. Умозаключение – этовыводноезнание, когда из однойилинескольких посылокиделается вывод (новоесуждение).