Проблемапознаваемостимираиистины.

 

Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира.

В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: гносеологическийоптимизм, скептицизм и агностицизм. Если оптимисты утверждают принципиальнуюпознаваемостьмира, принципиальнуювозможность получениядостоверныхзнанийомире, топредставителиагностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Мир принципиально не познаваем – такова установка агностицизма.

Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективногомира, они выражаютсомнения в том, чтовсезнания об этомиреносят достоверныйхарактер.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?».

Существуютразличные трактовкипонятия«истина». Дляодних истина– этосоответствиезнанийдействительности. Длядругихистина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зренияэффективностиегоиспользованияна практике.

Классическаяконцепцияистинысвязанаспервымопределением. Она возникла в глубокой древности и разделяется представителями разныхнаправлений.

Современная трактовка истины, которой придерживаются большинствофилософов, состоит в следующем:

1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознании, так и субъективнаяреальность.

2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практикузадаетсяобъектпознания, впрактикереализуютсярезультаты познания.

3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полномузнанию.

Последнийтезис связан с понятиями«относительная истина» и«абсолютнаяистина,которыесразныхсторонхарактеризуютзнание опредмете. Абсолютнаяистина - это 1) исчерпывающеедостоверное знаниеоприроде, человекеиобществе (егонеможетбыть); 2) знания, которыеникогда немогутбыть опровергнуты (земля круглая, человек смертен). Относительнаяистина– это1) неполное, неточноезнание, соответствующееопределенномууровню развитияобщества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания. Т.о. процесс познания мира – это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам.

Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна. Догматики, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.


3.Научноепознание. Методыиформы.

 

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании.

В структуре науки выделяются уровни - эмпирический и теоретический - и методы организации научного познания.

Эмпирическое знание – совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний. Под научным фактом понимается явление материального или духовного мира, ставшее достояниемнашегознания, этофиксациякакого-либоявления, свойства и отношения. По словам А.Эйнштейна наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.

Существует два основных метода эмпирическогопознания:

 

1. Наблюдение – целенаправленноепреднамеренноевосприятие исследуемого объекта (его результат – первичная информация).

2. Эксперимент – этометод исследования, с помощью которого объектиливоспроизводитсяискусственно, илиставитсявопределенные условия, отвечающие целям исследования.

Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.

1. Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших междустаройтеориейи новыминаучными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретическихфактов. Когда научнаяпроблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.

2. Гипотеза – это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании

Закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научныхфактов, приведшихкпостановкенаучнойпроблемы. Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.

3. Теория– этологическиобоснованная, провереннаянапрактике системазнанийобопределенномклассеявлений, осущностиидействии законовбытияданногокласса явление