АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА. ПОИСК ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ

 

Античнаяфилософиявозникла вгреческихгородах-государствах («полисах») нарубежеУ111-У1 вв. дон.э.). Испытавпериодблестящего расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжалат развиваться в эпоху АлександраМакедонскогоиРимскойимпериивплотьдоначалаУ1 в. н.э.

Периоды античной философии:

1) натуралистический (проблемыкосмоса ипоиска первоначала бытия)– милетскаяшкола, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.

2) гуманистическийиликлассический (софисты, Сократ)– пытались определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали.

3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построениепервыхкрупных метафизическихсистем.

4) эллинистические школы эпохи завоеваний Александра Македонсткого и до конца языческой эры – книзм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Первый милетский философ Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная совсех сторон океаном.

Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для Анаксименанетолькопервоначало, ноиисточникжизниипсихических явлений, сама душа длянего– «дыхание», дуновениевоздуха.

СогласноГераклиту, мирилиприрода находятсявбеспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвиженименноогонь. Поэтомупервовеществоприроды – «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из огня происходят не только обычные материальные тела , но и души. Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодноестановитсятеплым, теплое – холодным, влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и туже реку: входящего Вов второй раз уже омывают новые воды. Превращение всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих тождественная основа. «Бог есть – день и ночь, зима и лето, война и мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское открытиеГераклита – законединства и борьбы противоположностей. По Эмпедоклу (У в.) основу вечного и неразрушимого мира образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все существующее находится в постоянном процессе соединения и разложенияэтихначал. Возникновениевещей– ихсоединение, «гибель»- разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две силы– любовь ивражда.

Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то конкретное материальное вещество, а «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается.

Атомисты – материалистическая философская школа, философыкоторой (Демокрит, Левкипп) «строительнымматериалом» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Весь материальныймир состоитиз атомов. Атом – «первокирпичик» всего существующего. Это неделимая плотная непроницаемая самостоятельная, лишенная каких-либочувственныхсвойств – цвета, запаха, вкуса. Атомыимеютразличную величину (от мельчайшихдо крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с крючками, вогнутые, выпуклые). Между атомами существует пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении, которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче. Сталкиваясь, атомы изменяютнаправлениесвоегодвижения. Мирвещейиявленийреален и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь … рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей – изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественностьвещей.