ОбъективныйидеализмПлатона.

 

Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную

философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и познании, обобществеит.д. ФилософиюПлатон понимаеткакучение о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являютсяидеи (эйдосы) материальныхпредметов. Идея– этосущность предмета, отделеннаяот него, «вынутая» из человеческогосознанияи помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая вечна и неизменна. Идеяобразец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленностьивещественность. Платонсчитает, чтопервиченименно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы. Антропология. Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа бессмертна. Душа– это «эйдос», сущностьчеловека. Назначениетела – бытьвременным вместилищем души (тюрьмадуши). Душасостоит из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей. Изначальнобылосотвореноопределенное количество душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущуюжизнь, правда, попадаявтелоонаэтозабывает. Душивселяютсякаквтелалюдей, так ивтела животныхирастенийвзависимостиот того, насколькоразумной части души удалось победить низшие. Души=идеи первоначально находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося познать сущее.

Социальная философия. Платон – первый философ, создавший социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и построения справедливого – идеального государства. Ко всем существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует олигархию (властьбогатых), тимократию (властьвоенных), тиранию и демократию («безумие большинства»), которая как правило, вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного государства. Философосновываетсвоеучениеогосударственаучении оструктуредушичеловека. «Государствоподобночеловекуичеловек подобен государству». Подобно тому как в душе три части, так и в государстведолжнобытьтригруппыграждан, трисословия. Разумной частидуши, добродетелькоторойвмудрости, должносоответствовать сословие правителей – философов; страстной части, добродетель которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине; низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено выполнениемсвоих обязанностейивоздерживаться отвмешательства вдела других. Именновэтом изаключаетсясправедливостьпоПлатону. Каждыйзанятсвоимделомидействиявсехгражданподчиненыобщему благу, выразителем которогоявляетсягосударство. Философпытается предложить модель не только справедливого, но и гармоничного общества. Источником противоположных интересов, подрывающих единствообщества, онпервыйвисторииобщественноймыслиназывает частную собственность. Поэтомунифилософы-правители, нистражи не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и ремесленникилишьвнебольшойстепени). Лишеныонитакжесемейи детей, воспитанием которых занимается государство. Государство Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободывыбора (этонедостатоктакжевсех последующихутопий).