ФилософскиеидеиАристотеля.

 

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с еготочки зрения, состояла в том, чтоон оторвал «миридей» отреальногомира. Сущностьпредмета всамом предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима отвещи.

Форма– ключевоепонятиеАристотеля. Именноформа делает предметтем, чемонявляется. Бронзовыйшарибронзоваястатуяедины поматерии, норазличныпоформе. Материя– этовозможностьбытия, а форма есть осуществление этой возможности, действительность. Единичное бытие (предмет) есть соединение двух причин бытия: формальной и материальной.

Всегоих 4:

 

формальная, - сущностьвещи; материальная – субстрат вещи;

действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменение;

целевая – во имя чегосовершается действие.

 

Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичностиформ. Поднимаясьполестницеформ значениематерии ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов – растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля – совершенныйУм, источниквсякогодвижения– Перводвигатель, хотя он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не принимаетучастиявделахлюдей. Бог– какабсолютноесовершенство, та целевая, конечнаяпричина, которая влечет ксебе весь мир.

Этика. Цельчеловеческойжизни– счастье (этообщаяустановка для античной философии. Счастье, поАристотелю, заключается не в материальномбогатстве, невнаслаждении, иниводной добродетели, а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимо реализоватьвдействительностито, чтозаложенов нем потенциально. Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины. Добродетель – середина между излишеством и недостатком («ничегослишком»). Великодушиеестьсерединамеждутщеславиеми малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость– междурасточительностьюискупостью. Философособенно высокоцениттакиедобродетеликак: разумнаямудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

Политология. Так же как и Платон, Аристотель делит формы государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для некоторых)– тирания, олигархияидемократия. Хорошими онсчитает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса. Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в этике) «умеренноеисреднеенаилучшее», т.еименносреднеесословие, владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о собственностидоставляетнесказанноеудовольствие», отменаееничего не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих действоватьвинтересахобщегоблага. Именнослужениеобщемублагу являетсякритерием правильныхформ.