Стоиков. Скептицизм.

 

Эпикур. Представительатомистическогоматериализма, атеизма и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им школы– «сад Эпикура». Основнойзадачейфилософии Эпикурсчитал создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этика должна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке, физика – на теорию познания.

Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Ошибкивозникаютвследствиенеправильнойоценкитого очем, свидетельствуюторганычувств; самижеорганычувствнесудят ипоэтомунемогутошибаться. Восприятие– единственныйкритерий истины. Деятельностьлогическогомышления– обобщение, индукция. Философ выдвигает идею самодвижения атомов. Как человек способенксвободным действиям, такиатомы – ксамопроизвольным отклонениям. Существует внутренний, а не внешний (как полагал Демокрит) источникдвижения атома – егособственная тяжесть. При движении (условием которого является наличие пустоты) атомы отклоняютсяотпрямогопутинанебольшойугол иначинаютописывать кривые, касаться изадевать друг друга, сплетаться ирасплетаться, в результате чеговозникаетпредметный мир.

Согласнофилософу, критерийсчастья– вчувствеудовольствия. Благоесть всето, чтопорождает удовольствие, зло– то, чтопорождает страдание. Философ различаеттривида удовольствия:1) природныеи необходимыедляжизни;2) природные, нодляжизниненеобходимые; 3) ненеобходимыедляжизниинеприродные. Мудрецстремитсятолько

к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания– полнаяневозмутимость, илибезмятежность, котораяи естьсчастьефилософа (т.о. эпикуреизм– этовоздержанностьиаскетизм, а отнюдь не без удержанное увлечение материальными удовольствиями!)

Безмятежномусостояниюдуши препятствуют: во-первых, страх передвмешательством боговвчеловеческуюжизнь; во-вторых, страх перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность этих страхов. Боги не страшны: они не способны вмешиваться в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем мире, а в промежуткемеждумирами. Загробногомира несуществует: душа смертна и есть лишь временное соединение атомов – это во-первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. Жизнь Эпикура – это жизнь мудреца, следующего принципам своей философии.

Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности – атараксии.

Сутьвещейпознать невозможно, поэтомумыне можемговорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равным правом и равной силой противопоставленопротиворечащееемуутверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тоже проявление атараксии.

Стоицизм. Учениестоиковпросуществовалоболее 6 веков. Это говоритовостребованности ихвзглядовна протяжениивсегопериода античности. Представители: ЗенонКитионский, Посидоний, Панеций, МаркАврелий, Сенека.

Согласностоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь полнастраданийикатастроф, ичеловеквсегдадолженбытьготовымк ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире предопределено, происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости (року, судьбе). Человек должен подчиняться необходимости сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. «Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит». Покорность,выносливостьистойкоеперенесениежизненныхневзгод естьвысшее проявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя в мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут заключатьсятольковстойкостиинепротивлениизлу.