Основныечертыиэтапысредневековойфилософии.

 

Начало зарождения - Римская империя в 1-У вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцветадостигла вУ-Х111 вв. н.э. (впериодмеждураспадомЗападной римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

Представители: Тертуллиан, АвгустинБлаженный, Боэций, Фома Аквинский, АнсельмКентерберийский, ПьерАбеляр, Оккам. Основныечерты:

1. Теоцентризм (главнаяпричина всегосуществующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог)

2. Задача философии – это интерпретация Священного писания («философия – служанка богословия»).

3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигаетсяна второйплан

4. Человек рассматриваетсякаксуществодвойственное: содной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); сдругойстороныкакгреховное. Именночеловек несетответственностьза грехопадениевсегомира.

Основные этапы средневековой философии:

 

1. патристика («патер» - отец, имеютсяв видуотцыЦеркви) 1-У111 вв. (ВасилийВеликий, АвгустинБлаженный, ГригорийНисский, Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов христианскогобогословия. Опираютсясвятыеотцыв своихписаниях на античныхфилософов – преждевсегоПлатона иАристотеля.

2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв. (И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийскй). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются. Схоластика означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно влияниеАристотеля.

 

3. Споробуниверсалиях: номинализмиреализм.

 

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопросставилсятак: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение прежде всего к обоснованию существования бога в трех Лицах – Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и вообще доказательствабытияБожия.

Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, естьивдействительности. ЕстьпонятиеБога вмысли- онесть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимоот человеческоймыслииречи. Второе, противоположное первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существуют реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звукиголоса»- «ноумены». Отсюданазваниеэтогонаправления – «номинализм». Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди. «человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный человек. Общее – отвлечение, абстракция (если есть только «единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о трех названиях одного реального существующего Лица). Церковь официальноосудила ипризналаеретическимикак «номинализм», так и «так и «концептуализм» (Пьер Абеляр), пытавшийся примирить реализм и номинализм. СогласноАбеляруобщее существуетреально, нотольковумечеловека (тогда получается, чтотриединыйБог - общее – существует только в уме!). Ожесточенные споры по этому вопросу продолжались довольнодолгоитолькоФорма Аквинский предложил решение, принятоеЦерковью. Общеесуществуетвполнереально, нев уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» – в Боге. Бог есть общая полнота бытия – общее в чистом виде.


 

 

2.Патристика: АвгустинБлаженный. Схоластика: Фома Аквинский.

 

АвгустинБлаженный, 1У в. (сильное влияние Платона). Бог высшее Бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные истины, определяющие существующий в мире порядок. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир не однороден, он представляет собой непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю мира. Особое место на этой лестнице занимает человек – малый мир, «микрокосм». Он соединяет в себе природу материальных тел – растений и животных, обладает кроме этого разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Свобода эта выражается в возможности выбора между добром и злом. Зло – недостаток добра. Злокоренится вчеловеческойприроде. Бог нетворилзла, Он – творец гармониидобра, благодатиилюбви. Человексамвыбираетпутькдобру и спасению души или гибели – злу. Субъективно человек действует свободно, новсе, чтоонделает, делаетчерезнегоБог. Своимпредвечным решениемБогоднихлюдейизбралдляспасенияиблаженства вбудущей жизни, других– для осуждениянавечныемукиваду. Вэтом сутьидеи божественного предопределения, выдвинутой Августином и принятойкатоличеством впоследствии.

Божественноепредопределениеявляетсятакжеисточникомдвух противоположных царств (градов): божьего и земного. Земной град основанна войне, завоеванииинасилии. Небесное царство– царство Христово. Прообразом на земле его является Церковь. История движетсяот града Земногокградунебесному. Именноцерковь тасила, которая способна объединить людей и мир в любви к Богу, спасти человечество. Поэтому Церковь призвана занять господствующее положениенадгосударством, аПапаРимский– надмонархами. Это положение о роли церкви в обществе было тоже воспринято католичеством и определилона столетия взаимоотношения Церкви и государства в западнойЕвропе.

ФомаАквинский (Х1Ув.)Выступилпротивраспространившейся в христианском богословии положения о противопоставлении духа и природы, чтовелокотрицаниюземнойжизниивсего, чтоснейсвязано («дух – все, тело – ничто» - наследие Платона). Фома утверждал, что человека необходимоизучать целиком, в единстведуши итела. «Труп (тело)– этонечеловек, ноипривидение (дух)- тоженечеловек». Человек – это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная ценность. Природа – незлое начало, а доброе. ПриродусоздалБог ив нейотражается, так жекакив человеке. Надожитьв реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому блаженству.

ФомаАквинскийвыдвинул5 доказательств существованияБога (только онтологическое, когда существование бога выводится из существования его творения – окружающего мира):

1. движение: все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим– следовательно, естьпервичныйдвигательвсего- Бог;

2. причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно есть первопричина всего – Бог;

3. случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого– следовательно, есть первоначальнаянеобходимость – Бог;

4. степеникачества: все, чтосуществует, имеетразличныестепени качества (лучше, уже, больше, меньшеит.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство– Бог;

5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумноеначало, которое направляетвсекцели, придаетсмыслвсему - Бог.