Основныенаправленияипроблемыфилософииэпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.)

 

Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишельде Монтень, НиколайКузанский.

Направления: гуманистическое, натурфилософское, неоплатоническое и социально-политическое.

ЭпохаВозрождениядлянаиболеепередовыхстранЕвропы– это время зарождения капиталистических отношений, складываний национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных конфликтов, бурного развития естествознанияивеликих географическихоткрытий.

Самоназваниеэпохиговоритовозрожденииинтересакантичной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знаниястановитсянерелигиозное, асветское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе. Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однакоздесьнет атеизма. Отрицаетсяне христианство и Бог, а выражаетсянеудовольствиедеятельностьюЦеркви, проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия, в том числе место и положениечеловека вмире. Есливсредневековойфилософиичеловек рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в грехопаденииисебя имира, отступничествеот Бога – всезломира на нем!), то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобии. Разум, творчество, красота, свобода – этичерты неприсущичеловеку сами посебе, они – отражениеБога в нем. Здесь не темное, а светлое восприятиечеловекавнутриоднойхристианскойтрадиции.

Главная черта философии эпохи Возрождения – антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания, призванксвободе, творчеству, славе, блаженствунетольковзагробной жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляютпервейшийдолгчеловека. Именноздесь (втруде, творчестве, любви) ондолженреализоватьсебя. Вэтомповоротекземнойжизнии ее прославлению кардинальное отличие от средневековой антропологии.

Меняется и понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. Априрода изслужанкиитворениябогапревращается в обожествленное, т.е наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначаловещей (ДжорданоБруно).

Такимобразом, возникаетноваясистемаценностей, гденапервом месте стоитчеловек и природа, а не Боги егообоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» - освобождение от церковного влияния. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законыкоторогодолжныизучатьсясветскиминауками. В этот период поворота к природе возникают и развиваются естественныенауки, дающиеистинноезнаниео природе предлагались как теории религиозных преобразований, так и социального переустройства (Коперник, ГалилеоГалилей, Кеплер).

МыслителиРенессанса неанализируют понятия (как этоделали схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.

МишельдеМонтень. Основная работа – «Опыты». Часто прибегает к авторитету античных мыслителей. Однако главный авторитет для него – разум человека. Все, что относится к природе – дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Монтень высказываетсязастрогоеразграничениеверыиразума. Разум, однако, невсемогущ. Онможетизаблуждаться. ДевизМонтеня– «Чтоязнаю!». Сомнение – двигатель знанияи науки. Здоровыйскепсис немешает, а помогаетразвитию науки. Мыдолжны считатьзнаниепроцессом, ане догматом. Наши знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Т.к. человек – природное существо и подчинен законам природы, он – часть всего живогои должен жить в гармониисовсемживущимназемлеисприродой. Отсюда ипонимание свободычеловекакакдействийвсоответствиисприродойиеезаконами. Философия, поМонтеню, преждевсегонаука очеловекеи егоморали. Она ведетчеловека кдобродетели, учитжить иумирать. Добродетель состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту. Жизньвключаетистрадания, которыенадоуметь принимать. Смерть неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности бессмертиядушинельзябытьжестокимниксамомусебе, никдругим.

В эпоху Возрождения предлагались как теории религиозных преобразований, так и социального переустройства.

ТомасМор – основатель утопического социализма. Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого нет). Главным источником социальнойнесправедливостиТ.Мор, вслед за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом островенетчастной собственностиитрудявляетсяобязанностьювсех членов общества. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденныепреступники). Все должностные лица избираются. Мужчиныиженщиныимеютравныеправа. Жителиверят вБога, существуетполная веротерпимость.

МартинЛютер – основоположник Реформации. Выступал противгосподствакатолическойЦерквивобществе. Настаивалнатом, чтомеждуБогом и верующимине должнобытьникакогопосредника. Общениемеждунимидолжнопроисходитьнапрямую (верующий, его вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих платуза свое содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу (профессия). Работай лучше - и будешь ближе к Богу.

НиколайКузанский – известный деятель католической Церкви, кардинал. В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» философ выступал в пользу изучения естественных наук и невмешательстватеологиивобластьрациональногознания. Согласно, НиколаюКузанскомумир созданБогом, ноон бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека он ставит очень высоко. Бог присутствуетвчеловеке. Богприсутствуетвовсем, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и ее предел. Он – целое, тогда как Вселенная – часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог «разворачивается» помере своеговоплощениявмир. Истина – всегда процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу.