Понятие и предмет логики

Логика наука о формах мышления, законах и правилах рассуждения. В этом определении логика связывается с мышлением и рассуждением, что вызывает вопрос о том, как мышление и рассуждение взаимодействуют между собой, почему и в каком смысле оба эти феномена выступают в качестве предмета логики?

Оба явления действительно органически связаны между собой, одно не существует вне другого, однако каждое из них имеет свой особый смысл.

Мышление отождествляется с разумом, оно есть разумная деятельность; рассуждение, соответственно, - с рассудком, рассудочной деятельностью. Мышление понимается как отражение сознанием человека окружающего его мира. Это отражение не созерцательное, не пассивное, а творческое, направленное на познание, осмысление бытия в его целостном виде, постижение его действительной сущности, т.е. истины.

Мышление - объективная, исторически изменяющаяся реальность, оно имеет биологическую основу, обладает наследственными и приобретенными чертами и с этой точки зрения является предметом не только логики, но также психологии, психиатрии, философии, социологии, истории, физиологии и других научных знаний.

Несмотря на сложность и многообразность, мышление имеет определенные формы выражения; основными из них являются понятия, суждения и умозаключения. Логику мышление интересует именно с этой, формальной стороны. Она изучает в мышлении то, в чем мысль проявляется, передается, воспринимается, фиксируется.

Мысль не может существовать абстрактно, сама по себе, вне связи с тем, что образует ее содержание. Она отражает окружающий человека мир, а также его представление об этом мире, понимание процессов, которые в нем происходят. Мир – целостное образование, которое познается человеком в процессе жизнедеятельности. Однако человек с трудом постигает эту целостность. Предмет и явления даются ему в отдельных, более или менее обобщенных и систематизированных свойствах, качествах и отношениях. Поэтому и мысль всегда фрагментарна, предметна, касается лишь отдельных сторон изучаемого предмета или явления. Она как бы расчленяет содержание и проявления отражаемой реальности на отдельные образования, и тогда мы говорим об элементарной форме мышления – понятиях, характеризующих сущность предметов, например, о «земле», «законе», «правонарушении» и т.п.; либо о свойствах этих предметов, например, о «цветущей земле», «справедливом законе», «опасном правонарушении»; либо о действиях: «плодоносить» (о земле), «регулировать» (о законе), «причинять вред» (о правонарушении) и т.д.; либо о их состоянии: «зараженности» (о земле), «неисполняемости» (о законе), «безнаказанности» (о правонарушении) и т.д.

Утверждение или отрицание у познаваемых предметов или явлений каких-либо свойств, качеств и отношений образует другую форму мышления – суждение. Например, утверждается, что «данная земля плодородит», «закон не применяется», «правонарушение не выявлено» и т.д.

Более сложная форма мышления – умозаключение, которое позволяет вывести какое-то новое знание из известных суждений. Например, из того, что все правонарушения вредны и что деяние, совершенное И., образует правонарушение, следует вывод, что деяние И. является вредным.

Рассуждение – операциональная часть мышления, познавательной деятельности, оно представляет собой определенный порядок связи мыслей между собой, необходимый для достижения истины. В отличие от мышления рассуждение, во-первых, не образует понятий, суждений и умозаключений, а использует эти формы мышления в готовом виде, как данные, следя лишь за тем, чтобы они правильно употреблялись и соотносились между собой; во-вторых, оно не имеет своих генетических качеств (не зависит от биологии, наследственности, изменчивости мышления), является всеобщим способом познания, воспринимаемым одинаково всеми людьми, независимо от национальности и других демографических признаков; в-третьих, оперирует только известными положениями, знаниями, из которых выводится новое знание; в-четвертых, охватывает только определенные обстоятельства, характеризующие познаваемое явление, упрощая его действительную сущность.

Например, существует такая форма человеческого поведения, как преступление. Понятия преступления как такового нет в действительности, оно присутствует только в нашем сознании как некоторое обобщение многих однородных деяний, обладающих признаками, указанными в ст. 14 УК РФ. В действительности же имеет место конкретный преступный акт (к примеру кража), совершенный конкретным лицом, при определенных обстоятельствах, в данном месте и в данное время. Мысленно мы можем представить его в виде конкретного преступления, особенно если были очевидцами. Но как только попытаемся порассуждать по поводу данного преступления – рассказать о нем, изложить обстоятельства в письменном виде, – цельность и ясность исчезнут. Преступление при этом складывается в виде мозаики, мы передаем его суть фрагментами, которые, иногда тщетно, пытаемся связать между собой. Если мысли об отдельных обстоятельствах обобщаются и выстраиваются в определенном порядке по соответствующим этим построениям законам, то можно уяснить и передать сущность совершенного деяния.

Порядок построения мыслей (понятий, суждений, умозаключений), правила и законы рассуждения изучаются формальной логикой.

Формальная логика, таким образом, признает своим предметом формы мышления, а также правила и законы рассудочной деятельности.

Если рассудочный характер суждений и умозаключений самоочевиден, поскольку они таковы по своей структуре, внешнему выражению, то понятие как способ рассуждения воспринимается не всегда. Действительно, как усмотреть рассудочную деятельность в употреблении слов «земля», «закон», «правопослушание» и т.п.? Если эти слова просто называть, не вникая в их смысл, то на самом деле их нельзя считать понятиями, они остаются словами, терминами. Понятиями они становятся лишь при условии наполнения их определенным смыслом, содержанием. В этом случае вступает в действие не только память, но и рассудок, понимание, раскрывающее связь слова с конкретным предметом или явлением, взаимосвязь признаков соответствующего предмета или явления между собой, то, что характерно для рассуждения.

Всякое рассуждение направлено на установление истины.Истина как соответствие мысли объективной реальности является предметом и понятия, и суждения, и умозаключения. Используя понятие, мы заботимся, чтобы оно адекватно отражало соответствующие предметы или явления. Утверждая или отрицая что-либо в суждении, мы настаиваем на определенной истине. Построив умозаключение, мы полагаем, что полученный вывод – истинный. Даже сознательно пытаясь ввести кого-либо в заблуждение, человек не может обойтись без истины, он должен знать ее, прежде, чем утверждать нечто, противоречащее ей.

Поскольку рассуждение так органично связано с истиной, то естественно возникает вопрос, при каких условиях наши понятия, суждения и умозаключения соответствуют ей? Ответ на этот вопрос дает логика, специально разрабатывающая законы и правила рассуждения, соблюдение которых обеспечивает его истинность. Вопрос об истине – основной вопрос логики.Она, логика, изучается для того, чтобы не допустить ошибок в рассуждении.

Рассуждая, мы чаще всего не задумываемся об истинности наших мыслей, не вспоминаем логические правила, не строим фигур силлогизма в их классическом виде. Такой необходимости нет, если истинность наших мыслей очевидна, по крайней мере, не оспаривается, а возможность иной интерпретации познаваемого предмета или явления, отклоняющейся от нашего понимания, непринципиальна. Мы говорим, например, «небо голубое», опираясь на общепринятый критерий оценки цвета неба, и не придаем значения тому, что кто-то может назвать это же небо синим либо серым. Не придаем до тех пор, пока предлагаемые иные интерпретации не затрагивают чьих-либо интересов. В противном случае, оценка подлинного цвета приобретает принципиальное значение, и приходится строить специальную систему доказательств, обосновывающих наш тезис. Без логики в этих случаях не обойтись. К специальным логическим построениям, использованию логических законов и правил приходится прибегать всегда, когда возникает потребность уяснить или объяснить что-либо неочевидное или непонятное. Не зря бытует шуточное мнение, что юрист должен суметь предъявить обвинение даже телеграфному столбу. Но даже в случаях очевидности всегда присутствует без явного выражения рассуждение, построенное в соответствии с логикой. Очевидная истина всегда логически проверяема.

Логика представляет собой науку о формах мышления, законах и правилах рассуждения, обеспечивающих его истинность.Она создает возможность познания человеком окружающего мира и осуществления жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями.