АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ НОВУЮ ЭПОХУ

Древние греки называли себя эллинами, они защищали се­бя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Алек­сандра Македонского резко изменили ситуацию, возникла им­перия, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванны­ми племенами и расами. Греческие города-государства приходи­ли в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистиче­скую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих це­лей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и сча­стье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автар­кии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), ата­раксии (невозмутимости).

Кинизм (цинизм)

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем — Диоген Синопский (сам он назы­вал себя Диогеном-собакой). Антисфен вел свои беседы в гим-насии при храме Геракла. Гимнасий (слово гимнасий мужского Рода) имел название Киносарг, что дословно означает «злые со­баки» (собака — кине). Отсюда произошло название кинизма.

Киники считали своим учителем Сократа, но они не смог­ли по-настоящему продолжить его дело. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа, присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Не под­крепленные должным интеллектуализмом, эти нормы практиче­ской жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, по­стоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела.

Диоген, согласно легенде, жил в глиняной бочке, обходился малым, вел себя вызывающе, не раз выставлял себя на посме­шище. Легенда гласит, что когда Александр Македонский сказал ему: «Проси у меня, чего хочешь», Диоген ответил: «Не засло­няй мне солнца». Однажды он стоял голый под дождем, привле­кая всеобщее внимание. Платон называл Диогена собакой, про­тив чего никто не возражал. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростей­ший путь к жизни».

Латиняне называли киников циниками. Постепенно слово «циник» приобрело негативное значение. Неприемлемым в циниз­ме обычно считают попрание общественных нравственных норм. В основе такого попрания всегда обнаруживается духовная нище­та. В наши дни цинизм не имеет оправданий, это просто-напрос­то очень бедная, жалкая, вырожденная форма философствования.

Что касается эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, то их философское содержание намного богаче кинизма. При анали­зе упомянутых философских школ следует иметь в виду, что их представители четко различали три составные части филосо­фии: физику, логику и этику