ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Греческое слово «Библиа* означает «книги», они составля­ют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной лично­сти, слово бог пишется с большой буквы — Бог. Для удобства читателя мы пронумеруем основные библейские идеи философ­ской значимости.

1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески оз­начает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Ка­ков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Ари­стотель называли божественными космос, звезды, т.е. нелич­ностное. В библии божественным является только сам Бог. Мо­нотеизм — это результат более глубокого, чем в античности, по­нимания субъективного.

2. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий слово «бог» переводится как теос). В соответствии с принципа­ми теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты яв­лялся Бог. Античная философия была космоцентрична, а не теоцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом опять же усиливает личностное начало.

3. Креационизм (латинское созидание). Креационизм — уче­ние о сотворении мира Богом из ничто. В философии не счита­ют, что из ничто можно сделать нечто. В креационизме филосо­фы ценят развитие идеи творения, творчества. Демург Плато­на — мастеровой, но не творец. Бог Аристотеля также не тво­рит, он лишь созерцает сам себя. Креационизм содержит в себе идею творчества. Этой философской идее всегда обеспечивается яркая жизнь.

4. Вера. Библия возвышает веру над интеллектом, в то вре­мя как в античности разум сводился к интеллекту, который счи­тался враждебным вере. Вера — слово итальянских корней и буквально означает «то, что обеспечивает истину». Веры бы­вают разные, в том числе и несостоятельные. Для нас важны сей­час не различия в вере, а сам факт их наличия, необходимость их философского осмысления. Каждый человек верит, он что-то считает истинным. Вера — это личностное самоопределение че­ловека, составная часть его внутреннего мира. Именно средне­вековая философия впервые разработала проблематику веры.

5. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские за­веты, который обладает доброй волей, кто способен за счет соб­ственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Греки считали, вспомним Сократа, что добро совершается посредством интел­лекта и только. Христианство открыло горизонт воли.

6. Этика долга, морального закона. Греки считали, что мо­ральный закон — это закон самой природы, который и на сто­роне бога и человека выступает как добродетель. Христиане считают, что моральный закон дает Бог, человек ответственен перед Богом. Христианская этика — это по преимуществу эти­ка долга перед Богом.

7. Совесть. Нравственность самого человека есть прежде все­го совесть. Совесть — это познание, сопровождающее связь че­ловека с Богом, это со-весть. В Ветхом Завете слово совесть не встречается, а в Новом Завете оно используется около 30 раз. Вет­хий Завет создавался до нашей эры, а Новый Завет — после. Мы приводим этот факт, ибо он показывает, что совесть — это но­вое изобретение. Благодаря совести человек открывает свою гре­ховность, а значит, и пути ее преодоления.

8. Любовь. Согласно библии, Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога, тот, по словам апостола Павла, «медь зве­нящая». Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные ценности христианства — веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. У Плато­на любовь — это развитие до предела этического чувства, тяга к сверхъестественному. Христианская любовь — это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов ваших».

9. Надежда и провидение. Надежда — это всегда ожидание, упование на будущее, это переживание времени. В античности время считалось цикличным, повторяющимся. В Святой истории нет цикличности. Рождение, смерть и воскресение Христа не мо­гут повториться. Средневековая концепция времени — это пере­ход к линейному времени и связанному с ним понятию прогрес­са. Время не сводится к природным процессам, его воплощени­ем выступают и надежда и провидение, понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасе­ния человека. Христианское мировоззрение намного историчнее, чем античное.

10.Духовность человека. Человек обладает не двумя измере­ниями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется дух, духовность — прича­стность к божественному посредством веры, надежды и любви.

11.Символизм. Символ — это намек на единство. Символизм — это умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает буквально каждую страницу библии, каждую притчу и аналогию. Но два ключевых символических эпизода — грехопадение Ада­ма и Евы и распятие Христа. Библия учит, что грех Адама и Евы обусловил грешность всех их потомков. Грех Адама вме­няется в вину всем людям. Адам в символическом виде представ­лял всех людей. Соответственно распятие Христа также имеет символическое значение, он заменил собой всех.

Символизм, конечно же, не был чужд и античности, доста­точно вспомнить, как философы стремились разглядеть в мате­риальных вещах идеи. Но только в средневековье символизм ста­новится широко распространенным способом постижения дейст­вительности. Средневековый человек везде видел символы. Тем самым он учился распознавать отношения. Действительно, если А указывает на В, то это означает, что А и В находятся в опре­деленном отношении.

Итак, в чем же состоит жизненность заключенной в христи­анстве философии? В развитии личностного начала. Она предста­вила новый образ человека, который во многих отношениях превосходил античные представления.