ДА ИЛИ НЕТ? ВЕРУЮЩИЙ ИЛИ АТЕИСТ?

Многовековая история развития религии и философии пол­на взаимных обвинений, грубых споров, неоправданных крайно­стей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию, и за философию, от имени религии и от имени философии. Вспомните хотя бы бесславные так называемые крестовые похо­ды. Исповедующие насилие никогда, берем на себя смелость утверждать это, не были по-настоящему сведущими в религии и философии. Они всегда были невеждами. Невежество рядится в различные одежды. Его излюбленным приемом является про­стое, упрощенное: «Да или нет? Отвечай! Третьего не дано».

Если нашими читателями являются, с одной стороны, веру­ющие, а с другой — атеисты, то нам бы не хотелось их проти­востояния. Они вполне могут найти почву для единения, а имен­но — оценивая религиозное учение как яркое философское со­бытие, значение которого сказывается по настоящий день.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

• В средневековой философии все интерпретируется исходя из одного принципа, принципа абсолютной личности, Бога.

• Человек понимается как единство веры, надежды и любви.


 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

ТЕОЦЕНТРИЗМ ВЕРА

НАДЕЖДА

ЛЮБОВЬ

МОНОТЕИЗМ

КРЕАЦИОНИЗМ

ДОБРАЯ ВОЛЯ

СОВЕСТЬ


 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Сопоставьте представления о боге Платона, Аристотеля и Ии­суса Христа.

2. Немецкий философ К. Ясперс считал, что наряду с религиозной верой существует вера научная и вера философская. Приведите приме­ры научной и философской веры. Во что верят, например, математики?

3. Чем отличается этика долга от этики добродетелей?

4. Приведите примеры символического понимания из библии и из изучаемых вами учебных дисциплин.

5. Рассмотрите аргументы в пользу существования Бога. Считаете ли вы их доказательствами (обоснуйте свой ответ)?

6. Приведите примеры с соответствующим обоснованием против воинствующего теизма и атеизма.


ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

философия эпохи возрождения

ДВА ЦЕНТРА: БОГ И ЧЕЛОВЕК

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двух­вековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступа­ет Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, те­перь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового време­ни в центре философских изысканий ставят человека (по-грече­ски человек называется антропосом). В философии же эпохи Воз­рождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Но­вому времени.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожден­ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен­но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь­ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче­ство, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от фе­одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин­дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст­ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения

 

стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар­до да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — жи­вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрож­дения. В средние века была широко распространена моралисти­ка, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ­ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест­венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла­бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига­ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри­мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватика­не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де­лил на 1800 (!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще­еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воз­зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос­ти, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити­ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва­ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи­альный — о новом мировоззренческом, нравственном и полити­ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устрой­ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче­ство Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

 

О ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ ТЕРМИНА * ВОЗРОЖДЕНИЕ»

 

Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, ита­льянской почве античное культурное наследие, особенно фило­софию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпи­кура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не мень­шим рвением, чем сейчас английский. В термине «возрождение» (по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преем­ственности. Презрительное раннесредневековое отношение к ан­тичной философии изживает себя. Ему на смену приходит столь же несостоятельное понимание средневековья как исключитель­но мрачной и темной эпохи, европейской ночи. Лучшие же из гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезиро­вать античные, средневековые и возрожденческие идеи.

Новые философские идеи не возникают на пустом месте, они сохраняют преемственность со своими историческими пред­шественниками. Старые идеи не канут в вечность, их жизнь про­должается. В истории развития философских идей всегда име­ется то, что часто называют связью времен. Чтобы не быть го­лословными, приведем пример. Разве не античные мыслители под­готовили основу для средневековых теоцентрических представ­лений? Это, в частности, выработка строгого стиля мышления, умения развивать единый логический принцип, понимание еди­ного как блага. Без всего этого вряд ли мог появиться моноте­изм. Далее. Возрожденческие идеи об активности человека, его творческой сущности явно определяются представлениями о твор­ческой силе и всемогуществе Бога.

 

3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.)