СПОР ОБ ИДЕЯХ. ДЖОН ЛОКК

Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придержи­вался концепции разумного человека. По Локку, нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит к своим иде­ям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам присущи очевидные в своей истинности идеи.

Локк рассуждает так: самое первое, что получает человек — это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются про­стые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: дан­ный предмет такого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще сложные идеи, а именно: 1) идеи объектов; 2) идеи отношений; 3) идеи-понятия (общие понятия).

Примером идеи объекта является, например, идея данного, конкретного человека. Такая идея получается в результате про­стого сложения первоначальных идей, непосредственно вызыва­емых ощущениями.

Примером идеи отношений является идея материнства, по­лучаемая в результате сравнения, сопоставления идеи родителя и ребенка.

Примером общего понятия является понятие «человек». Что­бы получить понятие «человек», надо собрать все идеи об отдель­ных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и озна­чает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и со­ставят понятие «человек». В определении понятия «человек» ука­зываются лишь идеи, присущие каждому человеку.

Локк — сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание мож­но за счет описанных выше операций вычленить из ощущений, чувств. Образно говоря, до обращения к ощущениям ум челове­ка есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.

Спор об идеях тянется через всю историю развития филосо­фии, нам еще предстоит не раз к нему вернуться. Если сенсуа­листы (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, то раци­оналисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) подчеркивают приорите­ты мышления.