КАК ПОЛУЧАЮТ ИДЕАЛИЗАЦИИ?

 

Идеализации, вопреки мнению Декарта, не даются нам от рождения, а, как мы видели, являются научным изобретением. Идеализации, вопреки мнению Локка, невозможно вывести и из эксперимента, поставляющего чувственные данные. Если бы идеализации извлекались прямо из эксперимента, то эксперимен­таторы, не дожидаясь теоретиков, сами открывали бы теорети­ческие законы, т.е. идеализации. Идеализация — это итог боль­шого поиска, удачи в упорядочении экспериментального и тео­ретического материала, нахождения их гармонии друг с другом, часто методом проб и ошибок, выдвижения и опровержения ги­потез. Удача приходит к тем, кто упорен, кто дерзает, кому по­везет. Когда Альберта Эйнштейна спросили, как ему удалось открыть постулаты теории относительности (а эти постулаты так­же представляют собой идеализации), он скромно ответил: «До­гадался». Почему другие не смогли догадаться?

Идеализация, не любая, а научно оправданная, есть пости­жение одинаковости изучаемых явлений. К ней не ведет пря­мая асфальтированная дорога, она не является результатом аб­стракции.

 

ВЫРАБОТКА НОВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Новый стиль философствования, где бы его не применяли — в политике, педагогике, морали, везде давал новые плоды. Но­вации шли рука об руку с ясными и разумными началами по­знания. Показательна в этом смысле выработка нововременно­го юридического мировоззрения. В отличие от своих античных и средневековых коллег правоведы Нового времени стремились защитить права каждой личности. Совершенно непонятная для юристов старых школ новая идея состояла в признании всех лю­дей в юридическом отношении равноправными: «Перед законом все равны». Эту идею развивали, в частности, Томас Гоббс и Джон Локк.

На первый взгляд, идея юридического равноправия людей, отличающихся полом, происхождением, богатством, умственны­ми и физическими возможностями, кажется чуть ли не абсурд­ной. Даже философам-новаторам было трудно ее обосновать, но они пытались это сделать. Говорили, что все равны по рождению. Но ведь и по рождению равенства нет, ибо один родит­ся больным, другой здоровым и т.д. Утверждали, что люди рав­ны по своим возможностям, но и это не подтверждается прак­тикой. Тем не менее положение о юридическом равноправии бы­ло принято и имело в деле становления демократического и спра­ведливого общества важнейшее значение. В чем состоит смысл этого положения? Каким образом оно было достигнуто?

Положение о равенстве людей является идеализацией, кото­рую невозможно получить непосредственно из опыта, за счет чув­ственных представлений. Первоначально она возникла в качест­ве гипотезы. Использование ее оказалось благотворным, поэто­му гипотеза стала восприниматься как закон общественной жиз­ни (т.е. не просто как пустая выдумка), каковым она и являет­ся. Выходит, что юридическое равноправие выражает важней­шую сторону общественной жизни людей, демократического общества, забвение этого закона разрушает саму целостность общества.

Обратите внимание на то, как реализуется новый стиль фи­лософского мышления. Если физики Нового времени постули­ровали посредством физических законов одинаковость механи­ческих явлений при различных значениях физических пере­менных, то правоведы настаивали на подчинении всех людей од­ним и тем же юридическим законам при естественном несход­стве разных индивидов.

Нечто аналогичное мы увидим и в теории морали. Обратим­ся в этой связи к философии Иммануила Канта, бесспорно вы­дающегося философа.