НОВАЦИИ И. КАНТА

 

В центра внимания Канта — человек и вопрос: что я могу знать? Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант, надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще оно возможно, почему возможна наука. По Канту, наука, искус­ство, мораль возможны благодаря уникальным способностям Души (сознания) человека. Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде (два последних столб­ца добавлены нами. — В.К.).

В первом столбце приведены три способности души, не суще­ствует у души других способностей. Совокупная познавательная

 

Способности души в сово­купности Познава­тельные способно­сти Априор­ные прин­ципы Примене­ние их к Получае­мые суж­дения Основ­ные цен­ности
Познава­тельная способность Рассудок Законо­мерность Природе Теорети­ческие Истина
Чувства удовольст­вия и неудо­вольствия Способ­ность суждения Целесо­образ­ность Искусству Эстети­ческие Красота
Способность желания Разум Конечная цель Свободе Практи­ческие, или нрав­ственные Добро

способность состоит из трех познавательных способностей, кото­рые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудо­вольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверж­дать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания со­провождается разумом, разум определяет, что человек желает и ка­ким образом он будет добиваться желаемого. Разум — это выс­шая познавательная способность души.

В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, бла­годаря которым человек является тем, чем он является, социаль­ным существом. Эти принципы Кант называет априорными, что в переводе с латинского означает предшествующие опыту (а не следующие из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются эти принципы, они даны до опыта, и баста. По сути же, речь идет все о тех же идеализациях. Мы уже объясняли, как человек при­ходит к ним.

Первый принцип — закономерность, благодаря этому прин­ципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку).

Второй принцип — целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удов­летворению, либо неудовлетворению. Не обладал бы человек принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетичес­ких суждений, идеала красоты (смотрите вторую строку).

Третий принцип — конечная цель, если бы не было ее, то от­сутствовало бы представление о свободе, о смысле практических действий, а смысл этот — добро (смотрите всю третью строку).