КАК НАДО КРИТИКОВАТЬ?

В названиях главных книг, написанных Кантом, присут­ствует слово критика: «Критика чистого разума», «Критика спо­собности суждения». Для Канта критика — это не ругань, не ссо­ра с кем-то, а обнаружение некоторых границ. Рассудок хорош в науке, но человек живет не только наукой. Поэтому человек развивает способность суждения, которая хороша в искусстве, но недостаточна для практики, где приходится использовать ра­зум, который один позволяет реализовать идеалы добра. Толь­ко теперь, после реализации всех способностей, образующих един­ство, становится полноценной практическая жизнь человека.

Свободным является лишь человек, способный действовать в со­ответствии с всеобщими целями. Разумная воля — это практи­ческий разум. Религия разума — это чистая вера в добро, в соб­ственные моральные устои. Бог — это просто абсолютно нравст­венный закон. Практическому разуму открывается абсолютный, всеобщий и необходимый нравственный закон: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Скажем попроще, посту­пай так, как велит закон общества, закон, который каждому че­ловеку дан априорно, до всякого опыта.